Результаты эксперимента не утешают
Журналисты «Одесской жизни» провели эксперимент — взвесили портфели четырех школьников (ребята разного возраста, учатся в разных школах). Оказалось, что во всех четырех случаях вес рюкзаков превышал допустимые нормы. А ведь такие тяжелые портфели школьники носят каждый день. К чему это может привести?
По данным медиков, в 2011 году из тысячи юных одесситов проблему с осанкой имело 60 детей, а в 2012 году — 61. Специалисты говорят, что это много. Стоит отметить, что медики различают такие понятия, как нарушение осанки и сколиоз. Первый диагноз ставит врач-педиатр, а второй — только хирург-ортопед. Причем сколиоз имеет несколько степеней сложности. И чем выше степень, тем тяжелее потом исправить позвоночник, тем больше осложнений может потом появиться.
Неправильное ношение школьной сумки привести и к другим проблемам:
— мышцы развиваются неодинаково, перекашиваются кости;
— снижается зрение, ведь искривленный позвоночник не позволяет школьнику правильно сидеть за партой и читать учебник;
— страдают органы грудной клетки (легкие, сердце), из-за этого в мозг поступает меньше крови;
— ношение тяжестей в сочетании с неправильно подобранной обувью провоцирует возникновение плоскостопия.
Электронные учебники лучше обычных?
Но из-за того, что при использовании электронных учебников страдает зрение, школьники работают с ними на уроке не более 15-20 минут. Кстати, как сказала Ольга Орлова, уже сейчас некоторые дети приходят в школу с электронными книгами, которые им купили родители. Это не запрещено. Главное, чтобы учебники, закачанные в устройство, соответствовали тем, по которым ведется преподавание в классе.
Один учебник на парту — тоже выход
Как сообщила заместитель директора Департамента образования и науки Одесского горсовета Ольга Дума, следить за весом портфелей у школьников должны родители детей и преподавательский состав школ.
По словам Ольги Думы, для учеников старшей школы (с 9 класса) план занятий составляется зачастую как в высших учебных заведениях: урок длится не 45 минут, а ставится пара — два урока по 45 минут с переменой между ними. Например, у ребенка в расписании может стоять два урока истории, два урока биологии и два урока химии. Благодаря этому у школьника не только легче портфель, но и меньше нагрузка по домашним заданиям.
И медики, и педагоги советуют родителям проверять портфель ребенка, так как дети нередко в школу берут собой предметы, которые совсем не нужны на занятиях. А ведь это тоже утяжеляет вес и без того не легкой школьной сумки.
Где взять электронный вариант учебников?
Если у вас есть возможность купить ребенку планшет или электронную книгу (e-ридер) и ваш учитель не против такого прогресса, то тогда вам необходимо закачать в устройство электронный вариант нужных учебников. Мы предлагаем вам адреса сайтов, где можно найти такие учебники:
Что думают родители?
Александра, мама 7-классника:
— Электронные учебники это очень хорошо. Но ведь многие дети добираются в школу общественным транспортом. А там и взрослых обворовывают часто, что уж о детях говорить! Поэтому все эти устройства школьники не должны носить с собой. Необходимо найти средства, чтобы закупить электронные учебники в школы и давать их детям хотя бы по одному на парту во время уроков.
Валентина, мама 8-классницы:
— В школе на уроке учитель должен общаться с детьми, давать ему материал, проверять домашнее задание. Я считаю, что на некоторые предметы, например, географию, историю, ученик вообще не должен носить учебник. В данном случае книга нужна, чтобы ребенок дома делал уроки, а не для того, чтобы весь урок сидел, уткнувшись носом в учебник. В школе учитель должен учить, а не заставлять читать».
Павел, отец 7-классника:
— Я считаю, что проблема тяжелых портфелей — надуманная. Ведь в наше время портфели были не менее тяжелые, чем сейчас. И ничего, ходили в школу. Главное, не давать ребенку после школы много времени сидеть на месте. Пусть двигается, ходит в спортивные секции, хореографические кружки. Сидячий образ жизни, на мой взгляд, более вредный, чем тяжелый ранец.
Вес ребенка — 32 кг
Допустимый вес рюкзака с содержимым — 3,2 кг
Фактический вес — 4,5 кг
Расписание занятий в день эксперимента:
математика
рисование
я и Украина
основы здоровья
чтение
физкультура
Вес ребенка — 42 кг
Допустимый вес рюкзака с содержимым — 4,2 кг
Фактический вес — 5,5 кг
Расписание занятий в день эксперимента:
украинский язык
украинская литература
английский язык
математика
я и Украина
физкультура
Вес ребенка — 40 кг
Допустимый вес рюкзака с содержимым — 4 кг
Фактический вес — 7,2 кг
Расписание занятий в день эксперимента:
английский язык
история
русский язык
природоведение
украинский язык
этика
Вес ребенка — 46,6 кг
Допустимый вес рюкзака с содержимым — 4,6 кг
Фактический вес — 5,5 кг
Расписание занятий в день эксперимента:
алгебра
физика
украинский язык
украинская литература
биология
изобразительное искусство
физкультура
В киевском Институте сердца МОЗ Украины провели очередную успешную трансплантацию: шанс на жизнь с новым… Read More
В пятницу, 22 ноября 2024 года, на Одессу обрушился штормовой ветер и, как следствие случился… Read More
Сегодня ночью, 23 ноября, в Хаджибейском районе Одессы, по улице Боровского, горело складское здание. О… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе продолжаются плановые ремонтные работа на электросетях.… Read More
Каждый год в четвертую субботу ноября (в этом году это сегодня, 23 ноября) Украина склоняет… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, начались 1004-е сутки с начала широкомасштабной вооруженной агрессии… Read More
View Comments
Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Одним из важнейших условий реализации основной образовательной программы общего образования с использованием современных электронных учебников, в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами является комплекс мер по созданию в школах электронных библиотек, укомплектованных электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Тенденции развития средств ИКТ позволяют уже в ближайшей перспективе рассматривать в качестве основного клиентского устройства для работы учащегося различные варианты ноутбуков, планшетных компьютеров, устройств для чтения электронных книг, устройств мобильной связи и т.д. Так, использование мобильных компьютеров позволяет осуществить переход от классического бумажного учебника к современному электронному учебнику.
Наша школа начала этот процесс. Мы подключились к федеральной системе дистрибуции электронных учебников “АЗБУКА”. Сейчас для школ доступно уже более 84% федерального перечня учебников в электронной форме на портале https://portal.e-azbuka.ru
Всем преподавателям были куплены планшеты и ноутбуки. Скажу честно, сначала критически отнеслась к этой идее. Но сейчас, с учетом того, что я активно использую во время урока ИКТ, я вынуждена сказать “прощай” бумажному учебнику.
В нашу школе мы организовали группу поддержки преподавателей, которые также переходят на электронные учебники и собираемся открыть форум, посвященный этому процессу.
С уважением,
Ольга
Московская область
школа №31
Мне 28 лет. Я в свое время оттаскал в школу учебники и ничего страшного не случилось. Если тяжело - человек вроде как относится к homo sapiens - придумайте способ облегчения ученику. Дружите родителями хотя бы с соседями по парте. Если ученики могут легкомысленно договориться друг с другом взять учебники пополам, то родители пусть проконтролируют этот момент. Ну сами же в свое время договаривались. Вспомните хотябы Погорелова геометрию (одна книга на 5 классов (7-11)), что, неужели с соседом по парте не договаривались? Так что мешает это делать сейчас? Книга есть книга. И никакая электронная приблуда не заменит ее.
Так что родители - убивайте несколько зайцев за один раз - дружите с родителями одноклассников Ваших детей - толку будет больше.
Мой сын учится в 4 классе. Я его пытался убедить, что нужно договорится с соседкой по парте и носить половину учебников. Но он не хочет, стесняется наверное.
Вроде бы планшет - хороший выход, но, во-первых - если он будет один ходить с планшетом, это может вызвать непредсказуемую реакцию одноклассников, во вторых - переменки, да и уроки могут быть посвящены "Энгри бёрдс", а в-третьих - сохранность девайса. Тут учителя и за телефоны родителей ругают, чтобы не давали с собой ценные аппараты.
А мне очень нравится идея с планшетами. Вот только я солидарна с высказыванием мамы, которая предлагает по планшетам заниматься дома, а в школе учить по учебникам. У меня сын читает книги на поккетбуке, электронные чернила не так вредят глазам, как экран на планшете. Так что думаю надо бы подумать в минобразования об облегчении жизни школьников
Считаю, что электронные носители могут стать помощниками в учебном процессе, а не основной его частью. Нельзя лишать ребенка бумажных учебников.
А осанка зависит не только и не столько от рюкзака, сколько от состояния мышц. Укрепляйте мышечный корсет и будет вам счастье.
А за ссылки - отдельное спасибо!
О, да. Геометрия Почепцова - это легенда. У нас, слабеньких и хрупких девочек, было условлено так: кто берет с собой в школу Почепцова - не берет вообще больше никаких книг. А тот, кто этот талмуд приволок, - герой! Так что эта проблема с весом портфелей - вечна, наверное. Но когда я беру в руки рюкзак своего сына - я в ужасе. Потому что действительно тяжело. Ну не нужно детям такие тяжести таскать!