Православные христиане уже начали подготовку к одному из самых больших праздников — Троице. В этом году он приходится на 23 июня. В праздновании Святой Троицы смешались языческие и православные традиции. Верующие в воскресенье с утра обязательно идут в церковь с букетами из душистых трав, тонких березовых и яблоневых веточек. Их окропляет святой водой священник, облаченный в зеленые одежды. Пол в храме и в домах застилают скошенной травой и цветами. Прихожане в храмах молятся у иконы «Святой Троицы». При этом многие обращают внимание, что эта икона может выглядеть по-разному. Так, в одном случае на иконе Святая Троица изображена в виде трех ангелов. В другом случае Бог Отец имеет вид старца, рядом с ним — Иисус Христос, а вот Дух Святой изображен в виде голубя. С чем же связаны эти различия?
Икона, где Святая Троица — это три ангела, именуется Ветхозаветной. Такое изображение основано на библейском повествовании.
— Еще во времена Ветхого Завета, был такой патриарх Авраам, которому было явление трех ангелов. Это было явление Троицы, — поясняет протоиерей Александр Маличенко (Спасо-Преображенский собор). — Ему явились три ангела, которые возвестили ему: его супруга Сара родит ему потомство великое, хотя они были уже довольно престарелыми людьми. И когда это исполнилось, Авраам понял, что ему было явление Бога. И с того времени каноническое изображение признается Святой церковью в виде трех ангелов.
Ветхозаветная «Святая Троица» изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними — угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сара находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре. На иконе же, написанной Андреем Рублевым, изображены только три Ангела. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца. Он символизирует новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения — жертвенная любовь. Левый ангел (Бог Отец) правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын) изображен в евангельских одеждах Иисуса Христа. Его правая рук с символическим перстосложением опущена на престол. Бог-Сын выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву.
Здесь Бог Отец изображен в виде старца. В нимбе над его головой — те же буквы, которые пишутся в нимбе Спасителя, означающие «Сущий». Хотя сам нимб может быть не круглым, а треугольным. Иисус Христос восседает рядом с Богом Отцом. В правой руке Спаситель держит раскрытое Евангелие, в левой — орудие Спасения, Крест. Бог Дух Святой изображен в виде голубя, парящего над ними. Бог Святой Дух изображается в виде голубя, потому что именно так Он явил Себя при Крещении Спасителя.
— Икону, где изображены Господь Саваоф (одно из библейских имен Бога Отца), Господь наш Иисус Христос и Дух Святой в виде голубя, мы не отвергаем. Оно также присутствует в наших храмах, — говорит протоиерей Александр Маличенко (Спасо-Преображенский собор). — Но будем говорить, что это для того, чтобы мы могли понять Святую Троицу. Мы знаем, что есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Но видя на иконе Трех Ангелов Святых, та бабушка, которая приходит в храм, не может постичь этого. Для большего вразумления этой бабушки, не сведущей в догмате Троицы, изображается вот такая более понятная для прихожан икона.
— Говорят, что нельзя изображать Бога Отца, — продолжает тему протоиерей Роман Викнянский (храм Владимирской иконы Божьей Матери), — но каждый человек изображен по образу и по подобию Божию. Поэтому мы изображаем Бога Отца в образе старика с седой бородой, ведь сам Господь явился нам образе человека сына Девы Марии. То есть, если бы Бог имел какое-то другое изображение, то на верняка, по моему мнению, сын явился бы в каком-то другом образе, не человека. Даже те ангелы, которые являлись людям, они всегда являлись в образе человека. И никак по-другому. К этому церковь относится довольно позитивно. И в том, что Бог Отец изображается в образе престарелого человека, никакого канонического отступления нет.
Существуют и иконы Святой Троицы, где у Бога Отца, изображенного Старцем, на коленях сидит Спас-Эммануил, то есть Спаситель, изображенный в младенческом или отроческом возрасте. Над ними, как и на иконе «Новозаветной Троицы», — Святой Дух в виде голубя. Такое изображение называется «Отечество». Эти два изображения Святой Троицы, строго говоря, являются неканоническими, но нередко встречаются в православных храмах.
Символичность «Троицы»
Символика и многозначность образов «Троицы» восходят к древнейшим временам. У большинства народов такие понятия, как древо, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг, треугольник (пирамида) имели символическое значение.
— Много символов есть в обыденной нашей жизни, — рассказывает протоиерей Александр Маличенко (Спассо-Преображенский собор). — И когда люди начинают разбираться в этом всем, вникать, то иногда приходят к мнению, что пирамида имеет масонское значение. Нет, здесь все иначе. Есть такие десять свойств Божьих, которые подчеркиваются в символах. Один из них — это треугольник (а не пирамида) — это символ всезнания и того, что Бог — вездесущ. Глаз — это Всевидящее око. Это образ Бога Отца. То есть Бог вездесущ, он все видит, все знает.
Но в одном все священники солидарны: даже если вы не разбираетесь во всех этих нюансах и тонкостях, главное — иметь Бога в сердце, быть искренним в молитве и соблюдать «золотую середину» во всем.
Некоторые отличия канонического и академического письма
— Канонический и академический стиль написания икон отличаются. Например, в Верхнем храме Спасо-Преображенского собора иконы написаны в академическом стиле, в Нижнем храме — в каноническом, — уточняет протоиерей Александр Маличенко (Спассо-Преображенский собор).
Каноническое письмо:
Неканоническое (академическое) письмо:
Молитва Святой Троице
Пресвятая Троица, помилуй нас! Господи, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради!
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
История возникновения праздника
Праздник Святой Троицы посвящен сошествию Святого Духа на апостолов. Произошло это в пятидесятый день после воскресения Христова. Именно с этого момента начала свое существование Церковь Христова. Можно сказать, что праздник Троицы — это своеобразный День рождения Церкви.
А в древности славяне праздновали в это время проводы весны и встречу лета: именно тогда сложилась традиция ходить на кладбище и обметать могилы ветками березы, чтобы умилостивить и успокоить духов умерших предков. Считалось, что в этот день ветви дерева обретают особую целительную силу.
Травы, освященные в церкви, и по сей день принято высушивать и бережно хранить до следующего года. Их используют только в крайнем случае, например, при лечении тяжелых болезней. Отмечали праздник Святой Троицы и на природе. Расстилали на траве зеленые скатерти, специально приготовленные к празднику, караваи украшали цветами и зеленью. Девушки затевали игры и гадания: бросали ложки в березу, чтобы узнать, кто из них выйдет замуж первой, катались на лодках, щедро украшенных зеленью. Для гадания на Троицу принято было плести венки и бросать их в воду. Если утонет веночек – к беде, завертится на месте – к разладу и раздору в семье, поплывет — быть удаче, к скорой свадьбе. Многие из этих традиций исчезают, но и сейчас люди в день Святой Троицы выезжают за город, устраивают праздники, а особо инициативные организуют костюмированные гуляния. Верующие же православные в этот день предпочитают провести в молитве.
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко скоро начнется строительство новой дренажной системы. С 23 ноября 2024 г.… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
View Comments
Заповедь четко говорит что Бога Отца нельзя изображать! Седовласый старец - это Христос. Все оправдания изображения Бога Отца как старца-человека выглядят как оправдание человеческой традиции, здесь не видно желания делать что угодно Богу, а красивое извилистое оправдание. Цитаты богословов и святых за и против привели бы, хоть, так, для приличия. У Троицы есть образ трех Ангелов, описанный в писании - здесь все понятно. Изображение Бога Отца, скорее не отводит ли от понимания Троицы? Не лучше ли вообще не понимать, затем как есть понять, чем в искаженном виде? Ваше сердце с Богом, или с человеческой традицией спорного происхождения?
Выскажу!!! не БАБЬЕ!!! это дело высказывать тем более обобщать БОГОСЛОВСКОЕ учение и уж тем более не какой-то анны швец
(прости Господи) я старообрядец, мы староверы ХРАНИТЕЛИ истинного ПРАВОВЕРИЯ ставшего потом ПРАВОСЛАВИЕМ от начала крещения РУСИ!!! за несгибаемость воли, крепости РУССКОГО ДУХА мы для вас всех стали изгоями, фанатиками, заблудшими и прочими ярлыками награждает нас ВАШЕ СЛАБОВОЛЬНОЕ НИКОНИАНСКОЕ общество и современное в том числе!