Далёкие 60-е годы. Автор — ещё студент мехмата университета. Стипендия 22 рубля (это к вопросу нынешнего студенчества: как жить на стипендию? — ответ такой же, как тогда, — никак!). И вдруг отрывается нежданная перспектива заработать, и не где-нибудь, а в знаменитом и даже академическом Одесском театре оперы и балета. За выход в эпизодических ролях — рубль. Не ахти! Но за право пребывать в тех стенах, дышать тем воздухом впору самому приплачивать.
А тут в связи с днём освобождения Одессы нежданно возникают гастроли. Правда, выезд не в Париж, а в Тирасполь. Принято решение послать частичку мировой культуры в мировой, тогда ещё молдавский город. Дело в том, что там в приступе очередного интернационализма пребывала очередная российская армия, и жён офицеров стало слегка мутить от обилия молдавского колорита. Военное начальство это просекло, и было принято решение везти в тамошний Дом офицеров балет «Большой вальс» из жизни Штрауса на музыку Штрауса с главным героем, вы будете смеяться, опять Штраусом.
— Я слышала, что в Тирасполе продаётся коньяк «Фокушор». То есть, конечно, это не коньяк, потому что стоит трояк, но, кто пробовал, говорят: отличить нельзя.
— Кто пробовал и выжил? — острит театральный любимец Виля Шулимов, который вечером должен превратиться в венского любимца Штрауса.
Кто пробовал, потому что сумел достать! — уточняет флюидоносительница и, демонстративно достав кошелёк, начинает пересчитывать деньги.
Тут народ понимает, что небесное создание Лидочка собирается скупить все тираспольские запасы «Фокушора» (она такая!), и народ начинает нервничать.
Как прошла утренняя репетиция, даже описывать стыдно — нервно, суетливо. Оркестр загонял музыку. Потому что оркестр подъехал чуть позже, и слухи про «Фокушор» и про намерения Лидочки дошли до оркестра уже в гипертрофированном виде. А в театре все знали, что, борясь с излишками веса, Лида более всего облегчила свою очаровательную головку, так что шутить никогда даже не пыталась.
— Не хватит, ох, не хватит на всех продукта! — надрывались в оркестровой яме валторны, а скрипки им подпевали: — Да уж, эта Лидка всё заметёт, она такая!
Инспектор балета Женя Нуждина даже объявить перерыв не успела — некому было объявлять, всех как ветром сдуло.
А мирный город Тирасполь жил мирной жизнью. Но чувствовалось, что в нём что-то назревает — местное население насторожилось: с прилавков таинственно исчез «Фокушор». Лично я с трудом нашёл одну бутылку, чтобы было чем удивить Одессу. Но Одессе не суждено было удивиться. Зайдя в ближайшую столовую перекусить, я встретил своих театральных коллег числом двое, перед которыми на столике уже стояли бутылки с «Фокушором», числом тоже двое. «Третьей будешь?» — спросил я свою бутылку, и она не возражала.
До спектакля оставались всего два часа. Уже опустился вечер, зажглись весёлые огоньки. Но мы были грустны и подавлены: три бутылки «Фокушора», вложенные в дело, вернее, в тело, не принесли желаемых дивидендов. То есть эффект был абсолютно нулевой — ни в одном глазу. Когда тебя предаёт друг — уже тяжело, но когда тебя игнорирует коньяк — вообще невыносимо.
Размышляя обо всём этом, я сидел в гримуборной и готовился выйти на сцену в бессмертной роли администратора некоего венского сада увеселений, где после успешного дебюта Штрауса, я должен был подписать с ним контракт. Я встал и вдруг понял, как был неправ, усомнившись в преданности своему делу молдавских виноделов. Ровно через два часа после приёма, минута в минуту, «Фокушор» взыграл. Причём, терапевтический эффект был поразительный: голова чиста и работоспособна, а ноги как бы отсутствуют.
Нуждина похлопала меня по плечу:
— Через 20 секунд. Ты готов?
— Не то слово! — честно признался я.
20 секунд — это немного. Но это и немало, скажу я вам, когда на карту столько поставлено. В противоположной кулисе я увидел Вилю Шулимова, сильно похожего на Штрауса, и понял: сейчас спасти может только друг. Проверим, каков Виля друг. Голова, вы помните, была ясна, и я, сдавший физику на пять, стремительно начал считать массы и ускорения. Получалось, если оттолкнуться от портала, сила инерции должна (а иначе на фига она нужна!) донести меня до центра сцены, а там схватить Вилю и держаться. Потому что не найдётся в мире силы, способной вырвать у меня соломинку, неважно что похожую на Штрауса.
В оркестре сменилась тема. Трижды качнувшись, как бобслеист, я оттолкнулся и устремился на трассу. Учтено было всё, я даже выставил вперёд обе руки, чтобы не промахнуться и поймать Вилю. Звучал неподражаемый вальс «Триумф артиста», а я шёл, увы, не к триумфу, а в неизвестность. Причём особый осадок оставляла походка, которой это всё совершалось. Вы скажете: как я мог видеть это всё со стороны? А вот видел! И пусть экстрасенсы отдыхают — не отделился я от своего тела. Просто другое тело, той же походкой также, выставив две руки для точности наводки, двигалось мне навстречу, и это было тело, очень напоминающее Штрауса. Стыковка произошла мягко, а радость встречи не снилась никаким космонавтам.
Здесь самое время объяснить одну вещь. Сидящий на спектакле зритель, конечно, забывает обо всём, особенно, что есть физика. А от неё никуда не деться. Звуковая волна, исходящая из оркестра, выстраивает такую мощную и прозрачную стену между сценой и залом, что на сцене вполне можно даже потрепаться. Зритель, увы, об этом и не догадывается. А мог бы услышать много интересного:
Супер-Эго моей личности растворилось в «Фокушоре», — доверительно сообщил мне Виля, держа меня мёртвой хваткой.
Я почтительно склонил голову, как требовала роль администратора, и откровенно, чего роль администратора не требовала, добавил:
— Виля, у меня Эго тоже не из бракованных! Чего будем делать — полная хрень!
— Ещё какая, пропойцы! — раздался похожий на колокольчик голос за нашей спиной.
Нежнейшее из существ, наша прима-балерина Сильва Вальтер, исполняющая согласно либретто главную роль в жизни Штрауса, вдруг встряла в доверительный разговор мужчин, стоявших на самой авансцене во фраках, при цилиндрах, но под наклоном в 30° друг к другу. Конечно, она напрасно это сделала. Ей бы держаться от нас подальше, потому что в тот же миг мы отпустили друг друга и вцепились в Сильву. Незамужней приме это, кажется, понравилось. Она кокетливо поинтересовалась:
— Танцевать будем?
— Непременно, если вы мне подымете веки, — тоном Вия, и уж никак не шутя, сообщил Виля.
Что вам сказать, весь первый акт Штраус, его возлюбленная и администратор, нежданно замкнувший этот любовный треугольник, не расставались. Сильва таскала на себе по сцене двух алкашей, ласково называя их: «Ханыги!», и как-то мы продержались. Нет, что не говорите, а незамужняя баба — большая находка для усугубивших мужиков.
Ясное дело, вас мучает вопрос: а как всё это воспринимал зритель? Воспринимал с пониманием. Процентов на девяносто в зале были представители нашей доблестной армии. Как вы думаете, готовясь к встрече с большим искусством, они что же не приняли на грудь «Фокушора»? Не смейте плохо думать об армии! Так что, в тот вечер балет и армия были как никогда едины.
А в антракте, ровно через час, минута в минуту, действие «Фокушора» сняло, как рукой. Ну, и напиток, я вам скажу! Как в сказке про спящую красавицу, все проснулись, и одесские артисты всё же показали класс. Зал неистовствовал.
Но всех артистов, продегустировавших «Фокушор», т.е. практически всю труппу, мучил вопрос: будет ли инспектор Женя Нуждина писать рапорт? Уже в автобусе этот вопрос начали осторожно прояснять.
— Не знаю, мне кажется, всё прошло на уровне! — неожиданно изрекла всегда неумолимая Женя. — Правда, я перед спектаклем чуть-чуть выпила «Фокушора», и возможно, не всё воспринимала адекватно. У меня и сейчас в голове слегка шумит.
Это дело поправимое, — вдруг из глубины автобуса подала голос воздушная (37 кг флюидов) Лидочка. — Что-то в этом «Фокушоре» я сильно разочаровалась. Не думаю, что его стоит тащить в Одессу.
И, открыв две свои необъятные сумки, она пустила по салону обильные их запасы. Балетный народ так расчувствовался, что, оторвавшись от горлышка, хором даже продекламировал известные стихи про «хорошую девочку Лиду». А незамужняя Сильва Вальтер, приподняв голову с плеча не какого-то там венского Иоганна, а одесского мужественного и реального Вили, вдруг произнесла:
— Вот говорят, пьянка губит народ. И правильно — народ она губит, а одному человеку дарит надежду. Виля, у меня дома есть виски.
— Нет, теперь я пью только «Фокушор» — это напиток богов! Они пили, и уже ни одного из богов не осталось. Сильная вещь! — отхлёбывая дар Лидочки, был твёрд Виля. — Правильно говорил один умный человек: «От нечего делать пьют только недалёкие люди. Умный человек всегда найдёт повод».
Читатель, ты готов это опровергнуть? Интересно послушать…
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
View Comments
Фокушор еще в позапрошлом столетии изобрели на Молдаванке в Одессе. Только назывался он сначала "бормотуха",а потом. когда его стали подделывать. его переименовали в "фокушор"