Для благопроцветания
А вот российский император Николай І считал, что железные дороги нужны, особенно ведущие в Одессу. С их помощью можно обеспечить приток в этот строящийся город средств. План был толковый, не без изюминки. Как рассуждал император? По пути в Одессу, томясь в вагоне от скуки, иногородние пассажиры сядут коротать время за преферансом с попутчиками-одесситами. Фарт одесситов общеизвестен. Так что вопрос, кто выиграет, не вопрос! Вот вам и приток денег в Одессу, а деньги — это благопроцветание края.
Западная Европа ещё не догадалась, что так просто и быстро можно решить финансовые проблемы, и железные дороги строила с ленцой, не понимая, на фига изобрели этот паровоз. В Англии, к примеру, лишь устраивали гонки: лошади и паровоза Стефенсона, причём, регулярно побеждала лошадь. А во Франции принимались ставки: допрыгнет ли паровоз до второго этажа и как он оттуда спрыгнет. Такие споры в Одессе вызывали только ухмылку — здесь паровоз взобрался на крышу одесского «Пассажа» (а это четвёртый этаж) и спускаться не собирался.
Но тут вмешались турки. Прикинув, что если железная дорога свяжет портовую Одессу с Европой, то товары из Одессы уже не поплывут через Босфор и Дарданеллы, а поедут товарняком, минуя турецкую таможню. И турки тут же объявили железной дороге войну, а заодно уж и России (1853 год). Так турки впервые столкнулись с паровозом, и, надо сказать, это столкновение очень охладило их пыл. Турки поняли, что саблей паровоз не возьмёшь — она гнётся. С тех пор на вооружении турецкой армии были кривые сабли, погнутые об одесский паровоз.
К слову, интересна история одесского вокзала. Сначала никто не догадался его строить, да и нужды в нём не было. Первый поезд из Одессы отбыл от дебаркадера, который построили внизу Николаевского (Приморского) бульвара, прямо у кромки моря. Авторы проекта руководствовались высокими эстетическими соображениями: как романтично, когда над паровозом кружат белокрылые чайки, а пассажиры из окон вагона забрасывают удочки и ловят себе ужин.
Но в 1884 году приглашённый в Одессу для продолжения строительства дороги бывший эстляндский предводитель дворянства барон К.К. Унгерн-Штернберг внёс на высочайшее утверждение проект с очень обоснованными резонами: «А давайте угощать не дурных чаек, а чайком доверчивых пассажиров с особой платой за чаёк и сахарок». Министерству путей сообщения сразу понравилась «плата за сахарок», и с тех пор «сладкая жизнь» уже не снилась тому министерству, а стала его повседневностью. Так в Одессе появился стационарный вокзал, получивший название «Куликовое поле». Но со временем это несуразное название заменили на абсолютно логичное «Одесса-Главная» (ибо быть Одессе главной — это вполне логично).
Подобно огромной букве «П» вокзал охватывал железнодорожные пути. Залы для пассажиров делились на классы. Для престижных 1-го и 2-го классов было выделено правое крыло вокзала с дорогой мебелью и отдельным рестораном. Широкие платформы были крытыми: ни дождь, ни снег, ни солнце доступа туда не имели. Выход на перрон был платным. Здесь разместились диковинные для одесситов автоматы по продаже перронных билетов. Сурового вида контролёр проверял у каждого наличие такого билета и предупреждал строгим басом: «Билеты хранить вплоть до окончательного выхода с вокзала. А то будет, как с Анной Карениной». Публика не спорила, понимая, что Лев Толстой, заостривший внимание на печальном железнодорожном финале Карениной, явно что-то знал про перронные билеты, но молчал, видимо, получая свой процент от железных дорог.
Еще одним чисто одесским изобретением был трамвай на паровой тяге или попросту паровик.
Купив козьей брынзочки, запасшись степной помидоркой, одесситы отправлялись и отправляются на Большой Фонтан попляжиться, и вряд ли кто-то задумывается, почему вагоновожатый называет остановки «станциями». А ведь это предопределено исторически. Когда-то и здесь бегал маленький паровозик с огромной трубой, названный за свой фасонистый вид «Ванька Головатый». Впрочем, кое-кто корни этого названия видит в том, что изобрёл «Ваньку Головатого» не менее гордый своим именем Сенька Башковитый.
Маршрут «Ваньки» пролегал от вокзала к чёрту на кулички, то есть на 16-ю станцию Большого Фонтана. Поскольку топили паровозик брикетами из угольной пыли, дымившими и коптившими всю дорогу, то ехавшие на фонтанские пляжи пассажиры по дороге быстро темнели. Полученный бронзовый цвет кожи был весьма устойчив, практически не отмывался и держался с весны до осени (причём, с весны 1887 года до осени 1895-го). Поэтому у одесситов сложилось твёрдое убеждение, что загореть проще и быстрее всего именно на Большом Фонтане.
Паровик стал гордостью Одессы. Его скорость была рекордной для того времени. Именно поэтому ещё одна гордость Одессы — знаменитый спортсмен Сергей Уточкин — вызвал «Ваньку Головатого» на соревнование: кто быстрее добежит до 16-й станции. Для того чтобы уравнять шансы, было решено, что и тот и другой доставят на себе на Фонтан не менее 30 пассажиров.
И вот старт был дан.
Поначалу Уточкин поотстал, потому что на 6-й станции вынужден был прикупить на тамошнем базарчике селёдочку и малосольных огурчиков для компании, которая ждала его на пляже «Золотой берег». Потом поотстал «Ванька», так как на 10-й станции немного задержался поболтать с одним знакомым Шлагбаумом. На 11-й станции болельщики «Ваньки», видя, что тот проигрывает, стали подбрасывать в него брикеты угольной пыли. Заметив это, болельщики Уточкина стали бросать брикеты и в того… Так, уворачиваясь и убегая от увесистых брикетов, Сергей Уточкин пришёл на финиш первым, где его восторженно встретили друзья. Восторг их понятен: к селёдочке с огурчиками Уточкин по пути прихватил ещё и бутылочку со стаканчиками — за годы тренировок опытный спортсмен хорошо усвоил науку побеждать.
Правда, уже на следующий день результаты соревнований пересмотрели, и победу Уточкину не засчитали, поскольку, как оказалось, в пути он не всегда успевал отрывать и продавать проездные билеты, а за это трамвайное управление строго карало. Но даже это не смогло утешить паровичок. Не перенеся поражения, он в то же лето сломался, и до конца августа на фонтанской линии остался курсировать один Уточкин, совершая, как и «Ванька», по 30 рейсов в день.
И закономерно, что в Одессе первый поезд появился тоже вовремя или, говоря профессиональным железнодорожным языком, «по расписанию», и эту традицию стараются не нарушать.
В пятницу, 22 ноября 2024 года, на Одессу обрушился штормовой ветер и, как следствие случился… Read More
Сегодня ночью, 23 ноября, в Хаджибейском районе Одессы, по улице Боровского, горело складское здание. О… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе продолжаются плановые ремонтные работа на электросетях.… Read More
Каждый год в четвертую субботу ноября (в этом году это сегодня, 23 ноября) Украина склоняет… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, начались 1004-е сутки с начала широкомасштабной вооруженной агрессии… Read More
Обратить внимание на три новые грани Голодомора, память жертв которого мы вспоминаем сегодня, 23 ноября… Read More