Списка не существует?
Мы постарались найти хоть какой-то список одесских лестниц, но безрезультатно. Нет его в краеведческом музее. В городском Управлении градостроительства и архитектуры нам тоже сообщили, что не располагают перечнем лестниц. Видимо, никому ранее не пришла в голову мысль о необходимости создания такого списка.
— Лестницы Одессы являются неотъемлемой частью архитектурного облика города, — говорит Юрий Слюсарь. – Разумеется, как и памятники архитектуры, частью которых они являются, лестницы нуждаются в защите. Насколько мне известно, перечня одесских лестниц нет, однако было бы интересно его составить. Конечно, лестниц много, они соединяют берег моря и бульварную часть старого центра города.
Многие из существовавших ранее лестниц исчезли, но и сохранилось их немало. Особенно изобилует ими старая, центральная часть города и побережье.
Первое, что вспоминается при описании одесских лестниц, – это, конечно, знаменитая Потемкинская. Стоит отметить, что после окончания ее строительства в 1841 году она еще долгое время практически не несла полезной функции, а являлась просто местом прогулок благородной публики. Это тем более удивительно, что строительство ее стоило больше миллиона рублей (деньги графа Воронцова) и эта сумма была лишь немногим меньше годового бюджета Одессы на тот момент (около 1,3 миллиона).
Не менее удивительно и то, что при всей современной строительной технике, согласно некоторым расчетам, лестница была бы построена примерно в те же сроки (около 17 месяцев). Впрочем, в многочисленных статьях и исследованиях о ней и так сказано достаточно.
— Действительно, в центре внимания краеведов, журналистов, городской общественности – Потемкинская лестница, — прокомментировал корреспонденту «Одесской жизни» заместитель директора Одесского историко-краеведческого музея Юрий Слюсарь. — Кстати, она же, как известно, именовалась в свое время Гигантской, Ришельевской, Приморской, бульвара Фельдмана, Бульварной. А Потемкинской стала после одноименного фильма Сергея Эйзенштейна и в действительности не имеет к восстанию на броненосце «Потемкин» никакого отношения.
Пять самых старых лестниц
Вторая по старшинству, вероятнее всего, лестница у Сабанеева моста, который был
Потемкинская лестница – на третьем месте, год создания — 1842.
Четвертое место – у лестницы Строгановского моста (1863 год). Мост, кстати, для Одессы выдающийся благодаря своей длине (120 метров) и высоте (13 метров).
Замыкает пятерку лестница у моста Коцебу (по улице Полицейской, ныне Бунина) – построена в 1892 году. Это мост-путешественник: его металлическая конструкция была изготовлена в Париже, а потом установлена в Одессе, над Карантинной балкой, той же, через которую перекинуты Новиков и Сабанеев мосты.
Лестницы разрушены даже возле мэрии
В каком состоянии одесские лестницы? Многим из них требуется ремонт, даже в самом центре. Это относится к многочисленным спускам с Приморского бульвара, и дальше, с бульвара Михаила Жванецкого. Под Тещиным мостом лабиринт лестниц в особенно запущенном состоянии.
Самое «убитое» крыльцо мы обнаружили на… «вылизанном» до блеска Приморском бульваре, в двух шагах от мэрии, рядом с вывеской крупного банка. Впрочем, даже в самой мэрии наружные лестницы требуют ремонта – в этом можно убедиться, если зайти не с парадного, а с черного входа во двор. Хотелось бы только, чтобы при будущих реставрациях удалось сохранить колорит этих сооружений.
Полюбуйтесь на лестницы домов
Отдельный разговор – о лестницах в домах Одессы. Они еще более разнообразны в стилях, отделке и колорите, чем их «сестры» с улиц. Парадные, черные, чердачные. Мраморные, каменные, железные, деревянные. С коваными перилами, с лепкой по стенам, в высоких и низких парадных. Богатые – с пологими и широкими «барскими» ступенями, двусветными вестибюлями, скульптурами и барельефами на стенах. И – в бедных подъездах, с крутыми винтовыми лестницами внутри, а чаще снаружи здания. Тема домашних лестниц раскрыта в фотоальбоме Сергея Гевелюка «Лестницы старой Одессы»: это издание известно любителям одесской истории.
Автор: Сергей Марин
Из-за ночных атак РФ погиб ребенок, в Харькове вспыхнули пожары. Параллельно Украина обсудила вопросы мира… Read More
Из-за нехватки трамваев на маршруте №1 в Одессе ввели социальный автобус от вокзала до 28… Read More
Одесский суд отправил под домашний арест руководителя «Нерум», незаконно расширившего территорию дельфинария «Немо». На занятой… Read More
Одесса может сделать социальные автобусы платными из-за высокой стоимости эксплуатации. Город уже направил миллионы на… Read More
В Одессе очередное новое кадровое назначение: чиновница из Житомира, юрист и специалист в области аудита… Read More
Вот и декабрь как-то незаметно заглянул к нам. Конечно, и на Привоз. А он, тот… Read More
View Comments
Хотелось бы в самом деле иметь список лестниц.Хотелось бы,чтобы их поддерживали и берегли от разрушения.Это-история города.