Белый экран и алая Роза
Если кто-то сомневается, что в России первым городом, куда прибыл представитель Люмьеров, была Одесса, нам от души того жаль. Куда ещё он мог поехать, если в Одессе на улице Маразлиевской жила его тётя, которая нашла в Одессе племяннику невесту, прекрасную, как алая роза (а какой ещё та могла быть, если имя её тоже было Роза?).
Помолвку организовали в соседнем ресторане в Александровском парке (ныне парк им. Шевченко), где по такому случаю на стол была подана (пальчики оближешь!) камбала под устричным соусом. Что вам сказать, тот обед вошёл в историю и не потому, что метровую камбалу не смогли доесть даже подключившиеся посетители ресторана, а потому что племянник оказался истинным французом и вместо кошелька вынул какой-то ящик и предложил хозяину: «Я сейчас покажу одну французскую штучку-дрючку, и если зрителям это не понравится, банкет за мой счёт. Но если понравится — с каждого по рублю. Розочка, стань у дверей — будешь обилечивать ценителей».
И он запустил проверенный фильм «Политый поливальщик», а для страховки вослед ещё и верняк «Нелли-шансонетка или мадемуазель-конфетка». Так вот, запомните: всё это таки да произошло 11 июля 1896 году в ресторане в Александровском парке, и 25 гостей той помолвки стали первыми, кто познакомился с синематографом в России. Первым зрителям очень понравилось изобретение Люмьеров, хотя камбала им понравилась больше. И это произошло всего через полгода после первого киносеанса в Париже. Вот какими путями и какими темпами кино шло в Одессу!
Но кино в Одессу поставляли не только французы, всякие Гомоны и Пате. Конечно же, и в Одессе нашёлся изобретательный на всю голову патриот с не менее ласкающей слух фамилией, короче, Мирон Иосифович Гросман (и попробуйте сказать, что такая фамилия вам ничего не ласкает!). Он организовал товарищество «Мирограф», кстати, на Французском бульваре, 16 и, уж совсем между прочим, на своей даче. Этот факт всегда вселял гордость в одесситов: да, на одесских дачах не только крутили в банки компоты, но и крутили кино (и это не сомнительный каламбур, а святая правда).
Дамы в зале просто обливались слезами. Но особо ценились ленты так называемых «смешанных жанров». Таким был короткий, но потрясающий фильм «Выход учащихся гимназии №1 после занятий на улицу» (зрелище, прямо скажем, не для слабонервных). Фильм «После занятий» имел ошеломительный успех. В историю кинематографа та лента вошла как первый боевик, первый криминал, первая жёсткая эротика и вообще первый фильм ужасов. А ведь снимались ещё непрофессиональные киноартисты — простые одесские гимназисты.
К счастью в Одессе нашлись люди с деньгами, которые не хуже Люмьеров сообразили: чтобы денег стало ещё больше, свои кровные надо вкладывать в строительство кинотеатров. Низкий поклон генеральше Шостак за то, что она подарила городу «Большой Ришельевский театр» (потом он стал кинотеатром им. Короленко), или Крупенскому за «Кино-Уточ-Кино». А дальше пошла экзотика: «Шантеклер», «Бомонд», «Зеркало жизни» и просто «Слон» на Мясоедовской.
Особо надо остановиться на технической стороне киносеансов. Под кинотеатр (тогда говорили «иллюзион») приспосабливалось более-менее вместительное помещение, за вход в которое взималась плата. Вот тут и таился главный фокус кинопоказа. В Одессе желающих платить за фокусы находилось немного. А проскочить в зал мимо бабульки-билетёра, не оставшись на всю жизнь инвалидом, было нереально — удар у бабульки был настолько профессиональным, что позднее его не постеснялся скопировать сам Рембо.
Массы, бегом в кассы
Понятно, что благодаря таким нюансам синематограф становился всё более популярным. До революции кино крутили только по вечерам, потому что смотреть тогдашние фильмы трезвым взглядом было очень непросто, а доходить до нужной кондиции наш человек начинал лишь к шести вечера. Утренние сеансы впервые появились лишь после революции, с приходом советской власти. В масштабах страны был проведен невиданный доселе эксперимент — народ стал доводить себя до кондиции уже к девяти часам утра, то есть к первому киносеансу. Вот когда до всех, наконец, дошёл смысл слов В.И. Ленина, что из всех искусств для нас важнейшим является кино.
Конечно, употреблять в нашем рассказе словосочетание «искусство кино» будет опрометчиво. Искусством ещё не пахло. Начнём с того, что сеанс длился примерно 15 минут. Краткость ленты компенсировалась длиной её названия, которое элегантно маскировало сюжет. Например, фильм «Любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега» (имел захватывающий сюжет: любовник слышит, что дверь открывает муж, хочет спрятаться в шкаф, а там уже нет места — полно народу). Такое кино смотрели стоя, теснота в зале была, как в том шкафу. Билет стоил 5 копеек. Зато какая оборачиваемость капитала!
В части Приморского района Одессы в пятницу, 22 ноября 2024 года, временно отключат воду. Причина… Read More
В ЮНЕСКО дали ответ на нашумевшее «Одесское письмо», в котором противники деколонизации топонимов, названных в… Read More
Завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в Украине и, в частности, в Одессе и… Read More
21 ноября Украина отмечает День Достоинства и Свободы в Украине - один из знаковых государственных… Read More
По прогнозу Гидрометцентра Черного и Азовского морей, завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в… Read More
Арцизскую громаду Одесской области вновь всколыхнуло трагическое известие: на фронте погиб уроженец села Главани Денис… Read More