Сергею Лебедеву 53 года, он сержант 501-го отдельного батальона морской пехоты и защитник Мариуполя. 4 апреля 2022 года он вместе с 277 украинскими воинами попал в российский плен. В плену Сергей провел 27 месяцев, а 25 июня 2024 года защитник наконец вернулся домой. О том, что Сергею пришлось пережить в неволе, и как он чувствует себя сейчас, «Одесской жизни» рассказала его дочь Алена.
Впервые папа Алены попал на войну в 2014 году. На Донбассе он прослужил более года, после чего вернулся к гражданской жизни.
— Мы типичная украинская семья, которая живет в Николаеве. Полномасштабную войну встретили дома. Утром 24 февраля проснулись от взрывов, это было рядом с аэродромом Кульбакино. Папа сразу поехал заправить наши автомобили и закупать вещи первой необходимости.
Сергей собрал рюкзак и на следующий день отправился в ТЦК. И 26 февраля ночью вместе со своим подразделением мужчина прибыл в Мариуполь.
— Уже тогда связь была слабой. Папа писал сообщения раз в день или в два дня. Когда начали появляться новости об окружении города, он вышел на связь только в конце марта, написав: «Мы нашли старлинк, у нас все хорошо. Я жив».
Сообщения всегда были короткими: «+», «окей» или «понял». Зато папа просил дочь рассказывать ему все, что происходит дома.
— Потом папа написал, что у них «горячо» и иногда обстрелы «градами». Связь снова исчезла. 3 апреля меня охватила тревога. Я снова писала. Сообщение прочитали, но никто не отвечал. Тогда папа попал в российский плен.
О пленных защитниках Мариуполя Алена узнала из российских телеграмм-каналов. Она просматривала каждое опубликованное оккупантами видео и фото. К счастью, Алена нашла отца — он был жив. А потом наступила информационная тишина. И что с пленными, никто не знал.
Сначала Сергей попал в колонию в Еленовке, потом в Таганрог, оттуда во Владимирскую область, а дальше в Старый Оскол, Пакино и Алексеевку. С первого дня это было физическое и моральное уничтожение человека. На украинцев спускали собак и били шокерами. В мае 2024 года в колонии в Алексеевке на «приеме» Сергея сильно избили. Защитнику сломали ребра, у него гематома на почке и травматизация позвоночника. На руках много шрамов. Мужчина не хочет рассказывать о них. Также у Сергея гепатит.
— Когда наших военных захватили в Мариуполе, их пять часов везли в железных клетках без света, стоя. Из-за нехватки кислорода мужчины теряли сознание и падали друг на друга. Их заставляли по «понятиям» заходить и выходить из камеры: не имели права поднимать голову и расправлять спину. Из-за этого отец потерял восемь сантиметров роста. В феврале этого года, из-за распространения подкожного клеща в колонии, у них отобрали все вещи. Россияне не оставили ни одежды, ни белья. А чтобы убить паразита, обжигали кожу военным кислотой.
Одели мужчин только 31 мая, когда готовили на обмен. Счастьем было иметь наматрасники на кровати — военные могли ими хотя бы укрыться.
— Купались они раз в неделю, без каких-либо средств гигиены, и возвращались в сырую камеру мокрыми. У многих развился туберкулез. Ребят кормили кашей или супом, которые были похожи на остатки после мытья посуды. Лишь иногда в блюде попадался кусок картофеля. Также еду приносили очень горячую и давали только минуту на обед.
Однажды к ним приехал Красный Крест и Татьяна Москалькова (омбудсмен по правам человека в России): привезли печенье, леденцы и сигареты. Сергею даже перепало два печенья. Когда Алена узнала, где находится отец, то постоянно писала ему письма, но он не получил ни одного. Начальник режима держал людей в полной изоляции. Даже нельзя было разговаривать. За все время в плену Сергей видел только одного парня из своего батальона.
Чтобы не сойти с ума, сидя с семью мужчинами в одной камере, Сергей строил планы на будущее: «Вот я выйду из колонии и поеду в желанную Испанию. Хочу заниматься парусным спортом, совершить плавание». Ждал момента, когда увидит дочь, внучку и жену.
Сергей философски относился к плену, говорил себе: «Мне нужно пройти девять кругов ада, и тогда я вернусь домой». На восьмом круге — защитных вернулся.
— 25 июня 2024 года отца освободили из российского плена. Он позвонил дедушке, сказал, что дома — в Украине. Я не верила до последнего, думала, что это мошенники издеваются. И тут мне приходит уведомление в «Дію» — «Поздравляем, защитник Лебедев Сергей Васильевич скоро приедет домой».
Впоследствии на украинских телеканалах начали выкладывать новости о том, что прошел обмен пленными. В кадр попал и Сергей: он расплакался, услышав украинскую речь.
— Папа связался со мной на следующий день. И так легко, будто никуда не исчезал: «Я дома. Как у тебя дела? Как вы здесь без меня?». После обмена их накормили и отвезли в реабилитационный центр, где обеспечили необходимым, обследовали и направили к узким специалистам.
Сергей еще не адаптировался к обычной жизни — лечится от травм. И все еще планирует поехать в Испанию.
— Отец еще не понимает, что происходит в гражданской жизни. Он уезжал из мирного города, а вернулся в город, изуродованный войной. Поэтому читает новости, пытается догнать то, что пропустил за два года изоляции. Не показывает нам, что пережил, и шутит, что теперь у него есть «поблажки» и картошку не придется копать.
Алена говорит, что за более чем два года в российском плену из 501-го батальона обменяли только 24 человека. Некоторые из украинцев вернулись домой в черных пакетах, без внутренних органов. На их телах был сплошной разрез — от подбородка до паховой зоны. Другие военные возвращались с весом около 35 килограммов и изуродованными телами от пыток. Кроме этого, из 501-го батальона осуждены 22 бойца — из них два на пожизненное. Так оккупанты пытаются скрыть свои преступления. И это лишь маленькая часть наших защитников, которые сейчас находятся в российском аду.
В пятницу, 23 мая 2025 года, в Одессе и Одесской области ожидается достаточно теплая погода… Read More
Одесская улица, помнящая Воронцова, советскую индустриализацию и десятилетия существовавшая под именем генерала Красной армии, теперь… Read More
Хотим порадовать одесситов новостью об открытии новых пространств. На прошлой неделе мы уже анонсировали события… Read More
Специалисты одесского коммунального предприятия «Сервисный центр» обрабатывают городские памятники и прочие объекты монументального искусства, не… Read More
Село Долинское Ренийской громады — самобытное. Все местные ребята и даже взрослые мужчины любят играть… Read More
На 84-м году ушел из жизни политик Юрий Борисович Крук, который представлял в Раде Одесскую… Read More