Маяк в Восточном Крыму

Учитывая опасность бухты Двуякорной, что соседствует с Коктебельской, и понимая важность порта в соседней Феодосийской бухте, Российский Гидрографический департамент решил установить на мысе Святого Ильи маяк. Вот только денег на это не находилось. Большие и малые суда натыкались на скалы, а строительство маяка откладывалось на неопределенное время. Проект еще долго мог оставаться только на бумаге, да вот нашлись отнюдь не богатые, но благородные людимосковская семья Рукавичниковых, и взяли необходимые расходы на себя.

В этой семье заболел туберкулезом сын Николай. Его немедленно перевезли из Москвы в Феодосию. С трудом выдержав долгую поездку на лошадях, юноша поселился на семейной даче, куда раньше приезжал только на лето. Морской климат стал медленно возвращать ему силы и, наконец, помог полностью выздороветь; родители восприняли это как чудо. Николай любил ходить в порт, читать морские киши, беседовать с капитанами. Они и рассказали о том, насколько опасен мыс святого Ильи, как много бедствий там случается из-за подводных камней, как необходим на мысу надежный береговой огонь. Как раз в это время на подходе к Феодосийской бухте затонул пароход «Владимир», и Евдокия Николаевна Рукавичникова твердо решила профинансировать строительство маяка. «Осенью — писал в своих воспоминаниях Николай, – мать подала заявление о желании принять на свой счет постройку маяка… Позже получила ответ от дирекции маяков, которая уполномочивала ее взять установку «шведского огня» на мысе св. Ильи. В конверте были план и чертежи, сам аппарат дирекция заказала в Финляндии…». Очень важную деталь сообщила нам в своих воспоминаниях сестра Николая Евдокия Дмитриева (урожд. Руковишникова): «Сразу не хватило средств на колокол. Мать начала вязать маленькие кошелёчки. Как охотно их брали у неё, зная, что это на колокол для маяка!».

Впервые маяк в Крыму засветил здесь 1 февраля 1899 года. «Башня» маяка была очень простой конструкции: деревянная будка, в которую вставлен осветительный аппарат системы Ландберга, светивший попеременно мигающими белым (на 8 миль) и зеленым (на 3 мили) огнями. Рядом висел колокол для подачи при плохой видимости звуковых сигналов.

Здесь кончается, точнее, уходит под воду Главная горная гряда Крыма. Дорогу через перевал на хребте Тепе-Оба – старую, самую короткую дорогу из Коктебеля в Феодосию — любил Максимилиан Волошин. Он бродил по ней, «вопрошая морские дали», оглядывал холмы и заливы, подбирал цвета к своим певучим акварелям, искал рифмы и образы для будущих стихотворений.

* Открытая восточному ветру (леванту) бухта Двуякорная, в отличие от Коктебельской, не спасает от сильных и затяжных штормов. Корабли становились в ней не на один, а на два якоря — так и появился этот занятный топоним.

* Среди подводных скал возле мыса святого Ильи разбивались многие суда, в том числе пассажирские: пароходы «Владимир», «Великий князь Константин».

* Добавим без комментариев, что Константин Васильевич Рукавичников, отец авторов этих воспоминаний, четыре года был московским городским головою, но для строительства маяка не нашел свободных денег – взял кредит, заложив дачу.

* Придется добавить, правды ради, что в 30-е годы Евдокию Константиновну Дмитриеву арестовали по сфабрикованному делу и освободили только перед началом войны. Брат ее Николай Константинович, тот самый, спасенный крымским климатом от туберкулеза, был выслан на поселение в Коми АССР, где в 1943 году умер от истощения. Кто же наполнял золотыми монетами связанные их матерью кошельки? Фамилии этих людей неизвестны, но, скорее всего, им и вовсе не дали дожить до тридцатых. Вместе с ними расстреляны и многовековые традиции благотворительности, поэтому наивно ждать ее от наших богатых сограждан сегодня.

* По случаю столетия маяка бывший его начальник Илья Васильевич Сорокин писал: «Из маяка первого класса он превратился в маяк IV класса, навигационное оборудование демонтировано, даже рассматривается вопрос о разборке технического здания…». Странно, тяжело узнавать это всем, кто помнит и чтит мировые традиции морского флота. Маяки — это светочи океанов и светофоры фарватеров, это святыни морей, почитаемые моряками всех времен и национальностей и неприкосновенные, как полпреды держав.

На фото: Маяк в Оленевке.
Источник: Olenevka.info отдых в Оленевке в Крыму.

Автор: Внештатный журналист

Share

View Comments

  • При чем тут фотография "Маяк в Оленевке"? Где Феодосия, и где Оленевка? У вас разве не нашлось фотографии того маяка, о котором шла речь в статье?

Recent Posts

  • Новости

Свет возвращается в Арциз: город восстанавливается после массированной атаки

После вражеского удара по энергетической инфраструктуре Арциз остался без электричества почти неделю. Несмотря на прогнозы… Read More

19-12-2025 в 18:27
  • Новости

Последствия ночной атаки дронов по Одессе: поселок Котовского без света и воды (фото)

В Одессе продолжается ликвидация последствий ночной массированной дроновой атаки, в результате которой был поврежден объект… Read More

19-12-2025 в 18:19
  • Реклама / Новости партнеров

Как подобрать холодильник для семьи с разными потребностями

При выборе крупной техники для семьи важно учитывать объем, удобство размещения продуктов и простоту регулировки… Read More

19-12-2025 в 17:48
  • Новости

Атака РФ в Одесской области изменила маршруты до границы: как добраться до Молдовы

Из-за ограничения движения по трассе «Одесса-Рени» усложнены доезды в пункты пропуска на границе с Молдовой… Read More

19-12-2025 в 17:24
  • Новости

В Одессе временно не будут работать два бювета: где и когда ограничат подачу воды

Из-за плановых технических работ два бюветных пункта в Одессе временно не будут функционировать. Ограничения будут… Read More

19-12-2025 в 16:31
  • Новости

Атака дронов на Одесчину: ранена сотрудница «Укрзалізниці», электрички отменены

Очередная вражеская атака дронами на Одесчину пришлась и на железнодорожную инфраструктуру. Разбит пост на одной… Read More

19-12-2025 в 15:46