Что такое Европротокол?
Европротокол – это специальный бланк унифицированного на территории Европы образца, который заполняется водителями — участниками ДТП на месте аварии. Лицевая сторона этого документа по структуре идентична во всех странах. Водители заполняют этот документ вместе. В дальнейшем заполненный Европротокол передается в страховую компанию и служит основанием для выплаты возмещения.
Родоначальником Европротокола является Франция. За треть века система эта заработала во многих странах Европы (к примеру, в Испании, Бельгии, Великобритании), а также в соседней России.
Нужно ли обменивать старые протоколы?
Аварийный комиссар Владислав Хоменко рассказывает, что «старые полисы» действуют до своего окончания. Однако по желанию их можно обменять на новые, доплатив разницу. Дело в том, что у большинства автолюбителей страховые полисы оформлены по третьему типу, то есть на одного или нескольких конкретных водителей авто. А теперь новые полисы будут только по первому типу (на любого водителя) и цена такого документа несколько выше.
Страховщики проверят на трезвость
Как пояснил директор страховой компании «Гарантия» Андрей Голумбиевский, одним из пунктов, обязательных при заполнении Европротокола, является то, что оба водители не должны находится под действием алкоголя, наркотических или лекарственных препаратов. Если протокол подписал нетрезвый человек, то его подпись может быть признана недействительной.
— Страховая компания может требовать освидетельствование, так как в законе не указано однозначно, нужен такой документ или нет, однако четко сказано, что водитель не должен иметь признаков алкогольного опьянения или находиться под действием наркотических или лекарственных препаратов, — заверил он.
Опасайтесь поборов
По информации страховых компаний, в Украине уже были зафиксированы случаи, когда страховые агенты пытались нажиться на Европротоколах. Они не бесплатно прилагали их к страховому полису, а продавали.
Как рассказал начальник южного центра урегулирования страховой компании «Универсальная» Валерий Иванец, в Одессе пока о таких фактах неизвестно. Но все новые договоры страхования в Украине должны оформлять, прилагая к ним один экземпляр Европротокола бесплатно.
Техконтроль нужно пройти обязательно
Еще одна неприятная новость для водителей — страховщики заставят всех водителей пройти техконтроль. По словам директора страховой компании «Княжа» Николая Козлова, ни один новый полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности не будет заключаться без проверки технического состояния машины.
— Мы обязаны страховать только те машины, которые технически исправны и могут ездить, — пояснил Николай Козлов.
Техкотроль можно будет пройти на любой лицензированной станции (там, где раньше осуществлялся техосмотр). Список СТО можно взять у страховщиков или в ГАИ.
1. Действовать в соответствии с Правилами дорожного движения: остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Не перемещайте транспортные средства и предметы, имеющие отношение к происшествию!
Предоставьте неотложную помощь потерпевшим лицам при необходимости вызовите карету «скорой помощи».
Если есть пострадавшие, нанесен серьезный ущерб или второй водитель находится под действием алкоголя, лекарств или наркотиков, вызовите сотрудников Госавтоинспекции.
Информируйте свою страховую компанию о ДТП с места события для регистрации страхового случая и получения консультации специалиста (телефон, как правило, указан на страховом полисе).
Записать данные участников ДТП (паспортные данные, адреса, контактные телефоны, марки и государственные номера автомобилей, данные полисов гражданской ответственности, если такие есть).
Убедится в том, что у обоих водителей транспортных средств действующие полисы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности были выданы после 19 сентября 2011 года. Со «старыми» протоколами нельзя оформлять Европротокол.
Внимательно прочитать инструкцию, которая прилагается к бланку Европротокола.
Заполнить обоим участникам ДТП первый лист Европротокола (для страховой компании), а вторую страницу – копию – отдать пострадавшему.
Важно!
В течение 72 часов нужно письменно уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая. В противном случае страховщик имеет право подать регрессный иск на возмещение затрат. Если виновник не застрахован либо освобожден от этой обязанности (инвалид I группы или участник боевых действий), надо сообщить в Моторно-транспортное страховое бюро Украины. Если в указанный срок этого сделать не удалось, следует предоставить документальное подтверждение причин задержки.
Нужна ли справка о ДТП?
Справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную Государственной автомобильной инспекцией, может заменить копия Европротокола, заверенная печатью страховой компании.
— Справка о ДТП выдается органами ГАИ. А так как Европротокол составляется без участия ГАИ, то копия этого документа, заверенная печатью страховой компании, будет являться достаточным подтверждением, — говорит заместитель начальника отдела оформления материалов дорожно-транспортных происшествий УГАИ Украины в Одесской области Евгений Лобанов. — Однако если водитель врезался в дерево или столб, то придется вызывать ГАИ. Для составления Европротокола в любом случае нужны два пострадавших. Если владелец автомобиля врезался в собственный гараж, то все равно нужно вызывать представителей правоохранительных органов, чтобы они зафиксировали происшествие.
Что делать, если появились пострадавшие?
На это в ГАИ отвечают, что в таком случае составленный документ недействителен и нужно все оформлять по-новому.
— После того, как кто-то обратился в больницу, и в правоохранительные органы поступает сообщение из больницы, либо гражданин сам обращается в органы милиции, то мы проводим проверку и выносим соответствующее решение. В этом случае Европротокол автоматически теряет силу, а ГАИ оформляет ДТП по-новому, — добавил он.
Это далеко не все нюансы, которые необходимо знать при оформлении Европротокола. Поэтому в ближайших номерах мы продолжим эту тему.
«Дом с одной стеной» в Воронцовском переулке — одна из самых известных достопримечательностей исторического центра… Read More
Сегодня, 30 октября, помимо прочих праздников, отмечается День осведомленности о сахарной зависимости. И в этой… Read More
Незадекларированная недвижимость в центре Одессы стоимостью 4,5 млн гривен обнаружена у медсестры, которая работает в… Read More
31 октября и 1 ноября 2024 года не будет работать бюветный комплекс, расположенный на ул.… Read More
В начале сентября в Украине стартовала правительственная программа поддержки отечественных производителей — «Национальный кэшбек». Покупателям… Read More
Для обеспечения стабильного экологического баланса Днестровского лимана планируется закупка 120 тысяч особей рыб. Read More
View Comments
Имею опыт работы в госавтоинспекции, оформил не одно ДТП, есть квалификация эксперта-автотехника по исследованию механизма дорожно транспортных происшествий. Даже сотруднику ГАИ, имеющему большую практику в работе, бывает сложно исследовать место ДТП и, следовательно, все объективно зафиксировать в схеме и протоколе осмотра места происшествия. Что уже говорить о рядовом автомобилисте, который не готов к тщательному исследованию места происшествия, да еще с учетом его стрессового состояния, как следствия случившегося. А если после обнаружения телесных повреждений возникнет необходимость в возбуждении уголовного дела... Что будут фиксировать через 2-3 дня следователь и гаишник в схеме ДТП и протоколе осмотра заезженного сотнями колес места происшествия? Что-то идея с таким подходом к оформлению ДТП мне не очень нравится. А учитывая коммерческий уклон в работе и медицины, и милиции виновник торжества всегда может сказаться травмированным, чтобы похерить неугодный ему европротокол и все переиграть в своих интересах, предварительно посоветовавшись со следователем или тем же экспертом автотехником. Что-то здесь не так.