Как нынешнюю эстраду кормит «попса», так ту давнюю кормила «цыганщина». Нет-нет, к цыганам это имело весьма отдалённое отношение, как и нынешняя попса к музыке. Но и раньше не всегда удавалось уберечься от развесистой халтуры. Единственно на что хватало ума тогдашним авторам: драпировать всё кружевами салонных красивостей. Чёрт знает почему, народу всё это нравилось, просто упивался. А чтобы донести это упоение до публики, у одесских антрепренёров имелся большой список доводителей до экстаза, доносителей упоения. В первой десятке значились П. Муравский, Д. Кара-Дмитриев, П. Поль, Г. Амурский, Л. Ивер, В. Милич и даже Алексей Бекефи (так называл себя будущий кинодраматург Алексей Каплер, почти зять И.В. Сталина). «Жестокий романс» не только звучал над Россией, но и путешествовал по ней. Что важно: те одесситы, кто в поисках всероссийской славы Одессу покинул, свой город не забывали и обязательно заглядывали. Например, Юрий Морфесси.
Невысокий элегантный мужчина сказал: «Юноша, у вас милый тембр. Загляните завтра в полдень в оперный театр только со служебного входа, что в Театральном переулке. Вам есть смысл показаться специалисту». Специалистом оказался знаменитый итальянский баритон Маттиа Баттистини, как раз гастролировавший в Одессе. Баттистини русского языка не знал, а по-итальянски говорил мало, зато смачно: «Брависсимо!». Уже вскоре юный одессит исполнял партию Валентина в опере Ш. Гуно «Фауст».
Но он был не последним кумиром Одессы.
Особыми вокальными данными она не обладала, играть что-то драматическое и одновременно петь — даже не рисковала. И при этом успех у певицы был оглушительный. Равных ей в умении создать вокруг себя атмосферу таинственности, напустить колдовского тумана не было. И вы хотите сказать, что для этого не нужен талант?! Он был у Анастасии Вяльцевой. Она жила легендами, которые сама же, похоже, придумывала.
Простая крестьянская девушка имела утончённые, аристократические руки. И сразу версия: её отец служил лесничим у графов Орловских, — видимо, она внебрачная графская дочь. Докажите, что нет.
С деньгами в семье было негусто. Мать отправила дочку в Киев, где пристроила подгорничной в гостиницу на Крещатике. Там её пение за утренней уборкой соседнего номера услышала певица Серафима Бельская и приложила немалые усилия, чтобы поющую горничную устроить на сцену, пусть поёт там. Видимо, Бельской очень хотелось высыпаться по утрам. Чем не легенда?!
В киевскую оперетту Вяльцеву не взяли (не умела танцевать). Помыкавшись по маленьким площадкам, двинула в Петербург. Попросилась в труппу антрепренёра И. Сетова. Тот оценил фигуру дебютантки, опытным глазом прикинул размер груди и взял в свой хор. В начале ХХ века по России гастролировало невероятное число женских хоров. Если верить тогдашней прессе, артистки тех коллективов отличались не голосами, а телесами. Короче, атмосфера там была почти домашняя, ну, а то, что за образец брался дом специфический, вы уже догадались.
Солидные, материально обеспеченные господа, посещавшие представления, видя, что вокальными данными хористки доставить удовольствие не могут, в качестве компенсации старались получить удовольствие иным, издавна известным способом.
Тут уж не дремали антрепренёры: сразу после выступления девушек отправляли за столики, где в их обязанность входило «нагнать» счёт, а потом подтвердить солидность хора тем, что фирма даёт ангажемент настоящим профессионалкам.
Непонятно было одно: зачем девушкам надо было ещё и петь, когда можно было просто работать на улице? Так вот, Вяльцева умела ещё и петь.
Вяльцева заказала свой личный железнодорожный вагон, который был покруче салон-вагона царской семьи. Вагон строился по спецзаказу в Бельгии, ибо в него надо было вписать и будуар, и пианино, и новомодные холодильники, и даже сделать ванную комнату. Именно в этом вагоне Вяльцева несколько раз посещала Одессу с гастрольными целями. Вот когда у инициаторов её выступлений начиналась головная боль, потому что найти сцену, где бы могла выступить Анастасия Вяльцева, было неимоверно трудно. Дело в том, что её поклонники после концерта за свой билет (напомним, 20 руб.) хотели получить полный комплект удовольствий, включая сувенир на память, например, рукав божественного бело-розового платья, вышитого серебром, от знаменитого Пакэна, которое делало Вяльцеву похожей на русалку, правда, с унизительными для русалки отодранными рукавами.
В Одессе в городской театр (то есть оперный) Вяльцеву не пускали, она выступала либо в Благородном собрании, либо у Серебрякова (нынешний Украинский театр).
В общем, в Одессе местные исполнители цыганщины и залётные «чавелы» долго ещё поддерживали интерес к циничному жанру. И он долго вывозил антрепренёров, как долго ещё после революционных катаклизмов возил конфискованный салон-вагон Вяльцевой то белого адмирала Колчака, то красного маршала Блюхера.
На фоне военных действий в Украине страдают не только люди, но и домашние животные. Поэтому… Read More
До Рождества и Нового года еще далеко, но желание приблизить праздник сильнее календаря. В Одессе… Read More
Завтра, в воскресенье, 24 ноября, отключать свет будут в промежутке между 14 и 18 часами. Read More
По прогнозу синоптиков, штормовой ветер, накрывший несколько дней назад Одессу и Одесскую область, не утихнет… Read More
Сергей Елькин – тренер, сумевший вывести юных спортсменов и ветеранов футбола на международный уровень. Однако… Read More
В киевском Институте сердца МОЗ Украины провели очередную успешную трансплантацию: шанс на жизнь с новым… Read More
View Comments
Надежда Плевицкая, Анастасия Вяльцева, Изабелла Юрьева, Клавдия Шульженко, Петр Лещенко, Юрий Морфесси, Вадим Козин, Леонид Утесев, Георгий Виноградов, Алла Баянова...Да разве всех упомнишь, всех талантливых певцов русской эстрады первой половины ХХ века. Самой последней в этом списке необычайных певческих талантов оказалась Алла Баянова, она прожила почти весь ХХ век и переступила порог XXI-го. Аллы Баяновой не стало в августе 2009 года. Конечно, ничто в мире не вечно, но память об ушедшей эпохе и об этих людях должна быть...