«Махач» как спорт?
Наиболее влиятельными, агрессивными и многочисленными являются футбольные фанаты, самая радикальная часть которых называет себя хулсами (от английского hooligans, то есть «хулиганы»). Это молодые люди, которые отдают себя не столько «болению» за любимую команду, сколько «махачам» (дракам) со своими оппонентами с других городов. Акции такого рода, как правило, бывают массовыми и очень стремительными. Несколько минут, и одна из сторон обращается в бегство. Лежачих стараются не добивать, посторонние предметы, — не использовать. Методы и способы борьбы с соперником становятся все более «цивилизованными»…
— Еще два-три года назад все было иначе. Как-то более романтично, по настоящему, — говорит бывший футбольный фанат Александр С. — «Махачи» проходили спонтанно, в момент. Где увидели соперника, там и «прыгнули» на него. А сейчас обо все договариваются заранее. Приехали, по «мобилке» связались, назначили место и время. Это уже спорт какой-то, а не борьба…
Кроме того, бывшие и действующие хулсы утверждают, что фанатское движение все больше обретает идеологические и политические черты. Точкой отсчета, по их мнению, стала смерть одесского студента Максима Чайки.
— Когда его убили, стало очень модно быть националистом, кричать «Слава Україні, героям слава». В движение потянулись люди, для которых совершенно нормальным было вскинуть руку и крикнуть «зиг хайль». Сейчас большую часть фанатов составляют «скинхеды» и члены различных националистических организаций, — говорит хулс Сергей Д.
Все это привело к серьезным изменениям в рядах футбольных фанатов, делению на многочисленные группировки, которые враждуют не только с ненавистными им «хулсами» киевского «Динамо», львовских «Карпат» и днепропетровского «Днепра», но и друг с другом. Незадолго до своей смерти сам Максим Чайка как-то признался мне, что «теперь и домой бывает страшно ходить, потому что, бывает, подкарауливают во дворе».
По головке уже не гладят
Чем жестче напор, тем отчаяннее сопротивление. Фанаты со стажем признаются, что в последние годы правоохранители капитально «закрутили гайки».
— Раньше вообще многое оставалось безнаказанным. «Менты» как-то не особо обращали на нас внимание. Если задерживали, то через пару часов отпускали. А сейчас за те же проступки уже не прощают, а просто сажают в тюрьму. Поэтому многие ушли из движения, — делится с нами Сергей Д.
Баллончики с краской и интернет против кулаков
— Мы не можем открыто противостоять фашистам, силы слишком неравные, — говорит один из членов «Антифа» Николай П., — К тому же, насилие — это не наш метод. Поэтому, разукрашивая стены, мы ведем агитацию, сообщаем людям о том, что в городе есть противники «коричневой чумы». К счастью, в Одессе не столь катастрофическое положение как в России, где идет настоящая война между нацистами и «Антифа». Поэтому мы надеемся, что эту проблему можно решить мирно, без кулаков, кастетов и ножей
Кроме двух вышеупомянутых молодежных уличных группировок, в городе есть представители самых разных, более мирных субкультур. Готы, панки, «металлисты», эмо и многие другие в большинстве своем не являются агрессивно настроенной частью молодежи и в сводках криминальных хроник появляются очень редко. В основном, тогда, когда подвергаются нападениям со стороны «скинхедов».
— Бритоголовые никогда не любили неформалов, которых они называют «волосатиками», поэтому любой концерт «металлической» рок-группы для них — это повод подраться, — говорит «металлист» Сергей Кановкин. — Я вспоминаю побоища конца 90-х в парке Победы возле Дворца Спорта. «Металлисты» против «скинхедов»! Бывали случаи, когда дрались сотни человек. Сейчас такого уже нет, но единичные случаи, конечно, случаются…
Как избежать нападения хулиганов?
— Когда человек вплотную сталкивается с контркультурными группировками, например, на улице, ему следует вести себя чрезвычайно осторожно и предусмотрительно, — считает психоаналитик, гипноголог, кандидат психологических наук, преподаватель Одесского национального университета им. И.И. Мечникова Александр Сагайдак. — Первое, что можно посоветовать человеку, оказавшемуся потенциальной жертвой таких группировок, — это сохранять спокойствие. Чувство страха возбуждает, провоцирует на нападение, поэтому нужно взять под контроль свои эмоции и вести себя уравновешенно. Не следует проявлять ответной агрессии, лучше попытаться перевести разговор в шутку. Девушке легче, чем парню, уладить конфликт миром. А вот молодому человеку, который встретился с разгоряченной толпой, я бы порекомендовал применить прием психологической манипуляции — прикинуться своим. Конечно, подстроиться под своего значит на какое-то время изменить своим ценностям, однако ради спасения жизни это лучший выход из ситуации.
Наталья Лесникова
Словарь футбольного фаната
Балабол — телекомментатор.
Дерьмо, говно — арматура, камни, бутылки, палки, пряги и пр.
Забивание, забивон — встреча фанатов из враждующих группировок для драки по предварительной договоренности
Козел — милицейский УАЗик
Кузьмич — футбольный болельщик, не участвующий в фанатском движении. Обычно использует гудки и проносит с собой на стадион пиво и продукты питания.
Махач — какая-либо драка
Прыжок — нападение на группировку противника
Роза — шарф с атрибутикой клуба
Суппорт — поддержка своей команды любыми доступными методами
Утка — кресло на стадионе
Фирма, моб — группировка фанатов
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, начались 1004-е сутки с начала широкомасштабной вооруженной агрессии… Read More
Обратить внимание на три новые грани Голодомора, память жертв которого мы вспоминаем сегодня, 23 ноября… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесском регионе, как и по… Read More
В ноябре из-за российских атак в Одессе пострадало 192 жилых дома, в том числе многоквартирные… Read More
Доброе утро, друзья! Начните свой день с улыбки — мы подготовили для вас свежую порцию… Read More
Что празднуют в Украине и мире 23 ноября. Исторические события, памятные даты, рождение известных людей… Read More
View Comments
А почему Вы пишете только про славянские хулиганские групировки (футбольные фанаты, скинхеды), а про этническую молодежную перступность Вы не упомянули ни разу?