В настоящее время городским электротранспортом управляют представители династий вагоновожатых, пианисты и даже переводчик городского головы.
«ОЖ» пообщалась с одним из самых опытных и уважаемых водителей одесского трамвая — Татьяной Петровной Бондарь.
Трамвай как радость и смысл жизни
Вагон под №4810 плавно подходит к конечной остановке 18-го маршрута на Куликовом поле, высаживает пассажиров и идет на круг. У водителя всего 10-12 минут на обед, однако вместо этого она вооружается тряпкой и «Доместосом» и начинает протирать поручни, мыть пол… Татьяна Петровна Бондарь водит трамвай уже сорок лет, в 1970 году в эту профессию ее привел родной дядя, всю жизнь проработавший водителем трамвая. По ее словам, в «Горэлектротрансе» случайных людей не так уж и много.
— Наверное, половина всех сотрудников — это представители трамвайных династий, — говорит она. — Здесь работают семьями. Есть такие, у которых и отцы, и деды трудились водителями трамваев. Лично я не представляю того дня, когда добровольно покину свою работу. Это может случиться только по здоровью. Трамваи для меня — это все: радость, смысл и цель моей жизни.
И переводчики, и пианисты…
Двадцать лет Татьяна Бондарь проработала в учебно-курсовом комбинате, обучив больше тысячи вагоновожатых. И действительно, мы едем по маршруту 18-го, а она только и успевает говорить: «Вот еще одна моя ученица навстречу едет…». По ее словам, тот, кто стал водителем трамвая, уже не может забыть эту профессию.
— Вот взять, к примеру, Сергея Богуславского, он, кстати, тоже мой ученик, сам обучает водителей. При этом Сергей является переводчиком Эдуарда Гурвица, но иногда все-таки выходит на маршрут и подрабатывает простым вагоновожатым. Нет, не из-за денег, а из любви к профессии. А вообще, разные мне попадались ученики. Помню, была девочка-пианистка. И отношение к трамваю у нее было, как к роялю. Очень смешно было…
Раньше было больше одесситов
В 70-80-х годах у пассажиров трамваев, особенно у тех, кто проживал в частном секторе и ездил на «Привоз» торговать овощами, был обычай: отдавать небольшую часть своего товара вагоновожатому. Это была дань уважения. Однако, по словам опытных водителей, со временем коренных одесситов стало меньше, а приезжих больше. Хорошая традиция забылась…
Автор: Ростислав Баклаженко
Из-за установившейся жаркой погоды на автомобильных дорогах Одесской области введен тепловой режим: движение грузовых автомобилей… Read More
Если вам показалось, что в Одессе стало больше украинского, вам не показалось. И происходит это… Read More
Служба безопасности Украины (СБУ) квалифицирует взрыв авто, который грянул сегодня утром, 5 июля, в Киевском… Read More
В руках – два чемодана, в глазах – взрослая решимость. Семнадцатилетняя Лера Сидорова из Новой… Read More
Сегодня, в субботу 5 июля 2025 года, начались 1228-е сутки с начала полномасштабной войны в… Read More
Импортировать электронику из Китая – это одновременно и прибыльная возможность, и непростой процесс, требующий внимания… Read More