Одесскому трамваю — 100 лет!

Ровно сто лет назад, в сентябре 1910 года, между Греческой площадью и Ланжероном начал курсировать первый в истории нашего города электрический трамвай. Его построили по проекту бельгийского общества «Нивель». Менее чем за десять лет сеть трамвайных путей покрыла практически всю Одессу, от Большого Фонтана до Слободки.

В настоящее время городским электротранспортом управляют представители династий вагоновожатых, пианисты и даже переводчик городского головы.
«ОЖ» пообщалась с одним из самых опытных и уважаемых водителей одесского трамвая — Татьяной Петровной Бондарь.

Трамвай как радость и смысл жизни
Вагон под №4810 плавно подходит к конечной остановке 18-го маршрута на Куликовом поле, высаживает пассажиров и идет на круг. У водителя всего 10-12 минут на обед, однако вместо этого она вооружается тряпкой и «Доместосом» и начинает протирать поручни, мыть пол… Татьяна Петровна Бондарь водит трамвай уже сорок лет, в 1970 году в эту профессию ее привел родной дядя, всю жизнь проработавший водителем трамвая. По ее словам, в «Горэлектротрансе» случайных людей не так уж и много.
— Наверное, половина всех сотрудников — это представители трамвайных династий, — говорит она. — Здесь работают семьями. Есть такие, у которых и отцы, и деды трудились водителями трамваев. Лично я не представляю того дня, когда добровольно покину свою работу. Это может случиться только по здоровью. Трамваи для меня — это все: радость, смысл и цель моей жизни.

Знаете ли вы……что ежедневно на улицы города КП «Горэлектротранс» выводит более ста трамваев и столько же троллейбусов.

И переводчики, и пианисты…
Двадцать лет Татьяна Бондарь проработала в учебно-курсовом комбинате, обучив больше тысячи вагоновожатых. И действительно, мы едем по маршруту 18-го, а она только и успевает говорить: «Вот еще одна моя ученица навстречу едет…». По ее словам, тот, кто стал водителем трамвая, уже не может забыть эту профессию.
— Вот взять, к примеру, Сергея Богуславского, он, кстати, тоже мой ученик, сам обучает водителей. При этом Сергей является переводчиком Эдуарда Гурвица, но иногда все-таки выходит на маршрут и подрабатывает простым вагоновожатым. Нет, не из-за денег, а из любви к профессии. А вообще, разные мне попадались ученики. Помню, была девочка-пианистка. И отношение к трамваю у нее было, как к роялю. Очень смешно было…

Раньше было больше одесситов
В 70-80-х годах у пассажиров трамваев, особенно у тех, кто проживал в частном секторе и ездил на «Привоз» торговать овощами, был обычай: отдавать небольшую часть своего товара вагоновожатому. Это была дань уважения. Однако, по словам опытных водителей, со временем коренных одесситов стало меньше, а приезжих больше. Хорошая традиция забылась…

Автор: Ростислав Баклаженко

Share

Recent Posts

  • Статьи

Почему соцвыплаты задерживают и куда обращаться?

Деньги от государства для малоимущих не всегда поступают вовремя. Причина – прежде всего, финансируют оборону,… Read More

20-05-2025 в 22:59
  • Новости

Трамвай №7 в Одессе временно прекратит работу: чем его заменят

С завтрашнего дня, 21 мая 2025, одесский трамвай №7 временно прекращает работу на время реконструкции… Read More

20-05-2025 в 21:50
  • Новости

Спокойствие перед грозой? Каким будет 21 мая в Одессе

Завтра, в среду, 21 мая 2025 года, в Одессе и Одесской области существенных осадков синоптики… Read More

20-05-2025 в 20:32
  • Новости

С 6 по 8 июня в Одессе состоится крупнейшее книжное событие года

Всеукраинская выставка-форум «Украинская книга на Одесщине» пройдет юбилейный 25-й раз. На этот раз событие примут… Read More

20-05-2025 в 19:29
  • Новости

Одесса и Гейдельберг стали городами-партнерами (видео)

Одесса установила партнерские отношения с немецким городом Гейдельбергом. Такое соглашение было заключено на днях в… Read More

20-05-2025 в 18:39
  • Статьи

Вызовы одесской маршрутки: как не выпасть из салона, узнать щипача и проехать бесплатно

Об одесских маршрутках пассажиры в основном говорят с возмущением. Однако продолжают ими пользоваться, платя за… Read More

20-05-2025 в 17:33