Завтра, 8 марта в 15.00, в галерее Одесского литературного музея (Ланжероновская, 2) состоится открытие художественной выставки УКРАИНСКИЙ ТРАСАВАНГАРД: ВАЛЕНТИН СИРЕНКО.
Познакомившись с выставкой, вы, может быть, поймете, что же такое Украинский Трасавангард. А может быть, и нет.
А пока почитайте статью искусствоведа, члена НСХУ Анны Лобановской.
ВАЛЕНТИН СИРЕНКО: ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ В КОСМОСЕ КРАСОК
Всегда радуешься новым открытиям, появлению новых имен на карте мира искусства.
Имя одесского художника Валентина Сиренко (род. в 1938 году), хорошо известно его коллегам, искусствоведам и коллекционерам. Он является одним из ярких представителей живописи и графики одесского «андеграунда» наряду с Юрием Коваленко, Валентином Хрущем, Николаем Новиковым, Анатолием Асабой и другими художниками одесской неформальной школы, расцвет которой пришелся на конец 1960-х — 1980-е гг.
Существует еще один немаловажный факт, который объединяет имена большинства из этих художников – многие из них являлись пациентами Одесской областной психиатрической больницы, а Николай Новиков и Анатолий Асаба умерли в ней. При этой больнице существует музей, коллекция которого формируется врачами и искусствоведами вот уже более 50 лет. Выставки работ одаренных пациентов время от времени проводятся как на различных выставочных площадках Одессы, так и за пределами Южной Пальмиры. Так, в 2001 году работы этих художников выставлялись в Санкт-Петербурге, что вызвало немало позитивных отзывов в украинской и зарубежной прессе.
Можно много размышлять о расширении либо стирании границ понятия «норма» у творческих личностей. Действительно, когда мы встречаемся с такими феноменами в истории мирового искусства, как, например, живопись Ван Гога — становится ясно, что нам очень мало известно о том, где же пролегает практически незримая граница между гениальностью и помешательством. Конечно, теоретику Максу Нордау, медику по образованию и ученику Ч. Ломброзо (автора исследования «Гениальность и помешательство»), было не так уж сложно в конце 19 века охарактеризовать художественное и литературное творчество своих современников, экспериментировавших с цветом и формой, как «вырождение». Правда, его исследования и сегодня представляют большой интерес, благодаря парадоксальности суждений и в каких-то моментах его видение пути, по которому стала развиваться современная западная цивилизация, оказалось довольно точным. Но все-таки, к счастью, позитивистские суждения и воспевание классических канонов как образцов «нормального искусства» не являются истиной в последней инстанции. Сегодня нам известно, что занятия живописью во многом помогают врачам находить пути к излечению душевнобольных. А что касается профессиональных художников, которые тоже нередко оказываются пациентами психиатрических клиник — это свидетельствует не только о плохой адаптации творческой личности в социуме, но и о беспредельных возможностях подвижного сознания, благодаря которому художник обладает бурным воображением, свободно экспериментирует с композицией и цветом, пластическими формами и перспективой. Таким абсолютно и неподражаемо гениальным живописцем был Юрий Коваленко, близкий друг Валентина Сиренко. Особенно поражает яркий оптимизм, который излучают картины Ю. Коваленко – праздничные шествия и застолья, сказочные воспоминания о беззаботном детстве — в его композициях очень много солнца и экспрессии; с формой он экспериментировал, порой, на уровне Натальи Гончаровой из группы «Ослиный хвост», популярной в 1910-х годах. Даже ироничные сцены «В коммуналке» или «Вечереет», достойные пера Михаила Зощенко или Венедикта Ерофеева, с алкоголиками и бытовыми скандалами, они привлекают, прежде всего, экспрессией образов.
Валентин Сиренко в 1967 году закончил Киевский государственный художественный институт (ныне это Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) по специальности архитектор-художник и всю свою творческую жизнь создает картины в абсолютно разных стилистических решениях. Преимущественное влияние на его творчестве оказала эстетика постимпрессионизма и фовизма (французского варианта экспрессионистской живописи, для которого были характерны более мягкие колористические сочетания). Но с кем бы вы ни пытались сравнить его творчество: с Пабло Пикассо в период его увлечения кубизмом, с колористическим экспрессионизмом Эмиля Нольде, с фовизмом Андре Дерена и Альбера Марке, с абстракционизмом Хуана Миро, с Анри Матиссом и русскими футуристами в графике, прежде всего, следует заметить, что Сиренко остается самим собой.
Художник очень любит писать женскую натуру: на пляже и в интерьере, обнаженную и полуобнаженную, танцующую и спящую. Его гедонизм беспределен, его любовь к жизни звучит в самых естественных ее проявлениях: любовании ли закатом солнца на море или разнообразием женских образов — претворяется в его картинах в смелые контрастные сочетания охристого и синего, загорелые тела пляжниц имеют оттенки: от золотисто-розового до кирпично-коричневого.
Вот как пишет о творчестве Валентина Сиренко критик Ирина Чичикова: «Раньше он так определял свое творческое кредо: «Я представляю украинский экзистенциальный авангард» и объяснял, что человеческое сознание выходит за пределы телесной оболочки, путешествует в космических просторах, возвращаясь обогащенным новыми, яркими, порой зашифрованными видениями, и задача художника — перенести их на холст. Сиренко убежден, что далеко не всегда картину необходимо дописывать, завершать, она должна нести в себе тайну и будоражить воображение зрителя. Сейчас художник серьезно увлечен виртуальной живописью, которой пророчит в XXI веке большое будущее. Картины, относящиеся к этому направлению, многослойны, в одной — несколько; их можно рассматривать как по вертикали, так и по горизонтали, они сплетены из фигур людей, животных, из растений и символов. Сиренко хочет, чтобы картина была своеобразным лабиринтом, ребусом, ее вертели и так, и эдак, находя тайные ходы, новые значения, чтобы холст был исписан с обеих сторон. В общем, он хочет создавать бесконечные картины».
Глядя на пейзажи В. Сиренко — фантастические и реальные, сложно все-таки поверить, что художник работает не где-нибудь на юге Франции, а на юге Украины. Думается, что только где-нибудь на Лазурном берегу Средиземного моря можно встретить такие ярко-розовые тени на дорожках парка.
Его апокалипсические и религиозные композиции театрализованы. А его «Чародей» может казаться и самим Господом Богом, в белых одеждах восседающим в центре длинного белого стола. Мир реальных образов под волшебной кистью художника обретает абсолютно фантастические черты. Временами даже удивляешься, как ему, имеющему за плечами академическую выучку, удалось сохранить в своем творчестве эту детскую непосредственность в стремлении поиграть с соотношением реальных размеров человеческих фигур и архитектурных сооружений на композиционной плоскости.
Каждая картина Валентина Сиренко заключает в себе особое видение окружающего мира — так может творить философ с душой ребенка. Каждый его портрет чрезвычайно эмоционально выразительный благодаря смелой игре линий и красок. Особый акцент художник делает на глазах портретируемого (преимущественно это женские портреты). В глазах его героинь сквозит бесконечное удивление, но удивление не тревожное, а скорее радостное, как можно радоваться своему знакомству с чем-то неповторимым и бесконечно меняющимся. Такой и является живопись художника Валентина Сиренко.
Пицца давно стала не просто любимым блюдом миллионов, а настоящим символом уюта, отдыха и вкусного… Read More
В Одесской области стартовал сбор заявок для участия в Каталоге крафтового бизнеса. К участию приглашают… Read More
В Приморском и Пересыпском районах Одессы 4 июля временно прекратили работу большинство маршрутов электротранспорта. Причиной… Read More
В субботу, 5 июля 2025 года, в Одессе и Одесской области ожидается достаточно теплая погода… Read More
В Одесском горсовете приняли решение, которое ограничивает полномочия райадминистраций по согласованию новых железных гаражей. Теперь… Read More
Городской голова Одессы Геннадий Труханов получил благодарность от командования Третьей отдельной штурмовой бригады. Отличие вручили… Read More