22 января Сергею Михайловичу Эйзенштейну исполнилось бы 120 лет.
На день рождения принято делать подарки. И мы дарим одесситам очерк об этом противоречивом человеке, который написал тоже одессит, КВНщик, а ныне собственный корреспондент Укринформа по странам Балтии Олег Кудрин.
СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН. ГЕНИЙ, ЛОЖЬ И ВЛАСТЬ
При этом его биография, жизнеописание его семьи и сейчас полны загадок.
ЗАГАДКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
О чем говорить, если, скажем, не известно простейшее – происхождение его отца Михаила Осиповича Эйзенштейна. Разные источники в качестве места рождения называют и Петербург (так написали на его могиле), и Белую Церковь (ту самую, что недалеко от Киева). Неслабый разброс, не правда ли?
Великий кинорежиссер умер в начале 1948 года. То есть антисемитский фронт борьбы с космополитизмом во всю ширь в СССР еще не развернулся. А в 20-30-е годы одним из самых сложных (для выживания) происхождений в «интернациональной» стране было немецкое – особенно балтийские немцы. Ведь в Российской империи из них черпались цементирующие кадры – в госуправление, во флот и армию… Не логично ли предположить, что для Эйзенштейна безопасней было быть евреем, нежели остзейским немцем, тем более при таком отце – не принявшем Советскую власть и уехавшем в Германию (тем самым только подтверждая контрреволюционную сущность своего слоя).
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС. А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?
Биографы Эйзенштейна под увеличительным стеклом рассматривают все слова кинорежиссера об ужасном отце – и слишком пунктуальный, и подавляющий. Подробно рассматриваются также критические отзывы о его великой архитектуре «югендстиля».
«Отец архитектор и инженер. Интеллигент. Своим, правда, трудом пробился в люди, добрался до чинов». Что здесь из негатива? Во-первых, «добрался до чинов». А во-вторых, как ни странно «Интеллигент». После которого, заметьте, сразу же следует «Своим, правда, трудом». Да, «труд» в СССР – это святое, во искупление всего. Но к чему это «правда» посередке? Чтобы извиниться за «интеллигента». Ведь писалась эта автобиография после «Александра Невского» (1938), то есть в самые опасные годы – когда можно было попасть под расстрел и за то, что немец, и за то, что интеллигент.
Короткий абзац в несколько строк смотрится верхом абсурда. Следим за развитием сюжета (режиссер все-таки пишет). Значит, дед пришел в Питер босой. Великолепно! Самое то, что нужно Советской власти. А вот дальше совсем плохо: пошел не трудом, а предприятием – «баржи гонял и сколотил дело». Позвольте, да откуда же у него, босого, без всякого труда взялись предприятие, баржи и дело??? Чтобы идиотизм фразы был заметен меньше, автор обрывает всё грубым «помер» (как учил меня один кинорежиссер – «зритель глупый; если всё идет быстро и подряд, он забывает логику последовательности»). Напоследок свою бабку режиссер правоверно сравнивает с творением великого пролетарского писателя, творца социалистического реализма Максима Горького.
Таким образом, что мы видим в этом «монтаже аттракционов»? Выпячивание и осуждение неправильного социального происхождения родителей. (При этом, опять же, обратите внимание – абсолютное умолчание о родителях отца!) Такое начало биографии – перестраховка, приход с повинной к органам. С таким началом эффектней и точней смотрится финал: «И я могу сказать, что мне, как и каждому, Советская власть дала все. Неужели же я останусь в долгу перед своей Родиной?! И как каждый из нас, я отдаю и отдам себя целиком нашей Родине, великому делу строительства коммунизма».
Очень правильный текст, когда вокруг аресты и расстрелы.
А вы вообще не замечали, что у всех, кто писали автобиографии в СССР 20-50-х годов, дореволюционное детство всегда было тяжелым – или нищим, или под сытой пятой жестоких родителей-самодуров…
Так что, для понимания подлинного отношения Эйзенштейна с родителями, его записи и работы нужно непременно пропускать через исторический фильтр тоталитарной сталинской власти.
ГЕНИАЛЬНАЯ ЛОЖЬ И ПРОПАГАНДА
Все это вопиет о возмездии бессмысленно отвратительному, сатанински бесчеловечному царизму, похожему на оккупационное правительство. Своими гениальными кадрами Эйзенштейн подменяет, вытесняет настоящую историю, творя не только великое кино, но и абсолютно лживый миф. Ведь на самом деле расстрела мирной демонстрации на лестнице не было. А было усмирение мародерствующей толпы, громящей портовые склады и винные лавки. Но кому интересна глупая правда, если есть великое искусство?..
Фильм, демонизирующий старую Россию и высветляющий новую, с большим успехом прошел не только в СССР, но и по всему миру (он и сегодня признается величайшим шедевром). К чему это привело? Мировая интеллигенция полевела и поглупела, четко уяснив, благодаря ярким, навсегда врезающимся в память образам: капитализм – абсолютная мерзость, социализм, избавивший от него – абсолютное благо.
Создание киномифа во славу тоталитарного режима. Работа на его укрепление и обеление его репутации во всем мире. На что это похоже в истории мирового кинематографа? Правильно, на Лени Рифеншталь с ее гениальными фильмами во славу Третьего рейха «Триумф воли» и «Олимпия» (в отличие от Эйзенштейна, кстати, оба действительно документальные).
Есть, однако, и другая разница. Рифеншталь, увидев, какое страшное, отвратительное дело эта война, отошла в сторону, с ведомством Геббельса не сотрудничала (и после этого мучительно искала деньги на съемку своего внеидеологического фильма). Когда же после войны ей фактически запретили снимать кино, она ушла в фотоискусство. И бодрой, энергичной, все так же талантливой старушкой дожила до 101 года, до третьего тысячелетия.
Эйзенштейн же впервые крепко обжегся уже в 1935 году, когда взялся за сложнейший проект – фильм «Бежин луг» по произведению, хм, как бы это сказать, ну скажем по старорежимному – по произведению писателя-чекиста Александра Ржешевского. В основе фильма – история Павлика Морозова, перенесенная с Урала в тургеневские края. Эйзенштейн попытался решать историю глубинно, архетипически, на уровне античных или библейских мифов. Но для власти, олицетворяемой Сталиным, это оказалось неоправданно сложно, а значит подозрительно. Тогда Эйзенштейн привлек для улучшения сценария своего приятеля – автора, также не чуждого общению с ЧК – Исаака Бабеля. Не помогло, фильм быстро закрыли. Бабеля вскоре – тоже. И потом расстреляли.
Однако во второй серии «Ивана Грозного» (1945-46) Эйзенштейн не совсем точно понял идеологические акценты Хозяина. А может и понял, но как Художник пошел против них.
Вероятно, именно это его и погубило – жизнь Гения оборвал инфаркт.
По материалам Укринформ
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко стартует строительство новой дренажной системы. В связи с этим с 23… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More