Как лучше везти контрабанду?

Эксперты исследовательского центра CASE Ukraine составили перечень наиболее популярных схем, которые используются при «сером» и «черном» импорте.

Первая схема. Черная контрабанда.

Полностью незаконное перемещение товаров через таможенную границу вне таможенного контроля. То есть, либо пересечение границы вне таможенного поста или с незаконным освобождением от таможенного контроля (за определенную плату в карман контролерам и представителям правоохранительных органов).
Такая схема используется, как правило, для больших партий высоко ликвидного товара, который можно быстро продать и замести следы.

Вторая схема. Прерванный транзит.

В данном случае импортный товар ввозится на территорию Украины как транзитный. Его получатель, согласно документам, находится также в другой стране (чаще всего в странах СНГ). Однако пределы Украины такой товар не покидает, несмотря на формально выполненную процедуру транзита.
Эта схема была особо популярная в 90-е годы. Тем не менее, и сейчас ею успешно пользуются. Например, в 2013 году тогда еще замглавы комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадий Москаль рассказывал о поставках из Болгарии одежды, обуви, тканей и мебели якобы в адрес российских получателей.
«Эти схемы модернизируются в соответствии с изменением законодательной базы и продолжают успешно применяться и в 2017 году», — рассказал эксперт по правовым вопросам исследовательского центра CASE Ukraine Андрей Саварец.

Третья схема. «Норма», «муравьи» или «пиджаки»

Злоупотребление предоставленными законом льготами для ввоза товаров гражданами.
Напомним, что по закону каждый гражданин для личного использования имеет право за один раз провезти из-за границы товаров на сумму 1000 евро, путешествуя самолетом, и 500 евро — автомобилем. А также получить по почте товара на сумму не более 150 евро в одном отправлении.
Контрабандисты организовывают с обеих сторон границы специальные базы, где крупный груз дробится на разрешенные к бесплатному провозу партии, а после переноса «муравьями» через границу — снова собирается в одной фуре или развозится более мелкими партиями по всей стране.
По мнению экспертов, наибольшую угрозу для бюджета страны представляют такие почтовые отправления и пересечение границы пешком и на автомобилях через пропускные пункты. Так как возить самолетами мелкие партии товара слишком дорого.

Четвертая схема. Занижение веса

Эта схема применяется уже при таможенном оформлении грузов для ввоза на территорию Украины. Она связана с недостоверным декларированием в описании груза, его количестве или весе. Суть данной схемы заключается в том, что вес партии ввозимого товара по документам специально занижается, чтобы соответственно уменьшить размер таможенных платежей.

Пятая схема. «Пересорт»

Оформление с использованием подмены наименований в пределах одной товарной группы. Например, есть дорогие и дешевые стройматериалы. Поэтому среди партий дешевой продукции незаметно пытаются втиснуть очень дорогие позиции, чтобы заплатить импортную пошлину по минимуму.

Шестая схема. Товары «прикрытия».

Декларирование товара со значительно более низкой налоговой нагрузкой, обычно такого, что не требует разрешительных документов. Условно говоря, декларант заявляет не дорогую одежду, а дешевые строительные материалы. К примеру, керамическая плитка — много весит, а стоит относительно немного.
«Стали притчей во языцех игральные карты. С 2010 года, когда начали отслеживать массовый ввоз «карт», их стало меньше, но все же идет большой поток этого товара, что видно даже по официальной статистике», — говорят в CASE Ukraine.

Также в свое время аналитики изучили ввоз велосипедных шин в Украину, и оказалось, что их хватит для оснащения такого количества велосипедов, как в Китае.

Седьмая схема. «Площадка» или «модная фирма»

Системное внедрение всех вышеперечисленных «серых» схем по снижению таможенных платежей путем создания и функционирования подконтрольных фирм-импортеров, для которых руководством таможни установлены особые льготные «условия» оформления.
Причем они могут работать не только в привычных центрах оформления грузов — Киеве, Одессе, Львове, а и других областях.

Как отмечают специалисты, существованию этих схем способствуют следующие законодательные нормы.
Во-первых, высокий установленный порог для ввоза товаров без налогообложения для граждан (ст. 374 Таможенного кодекса Украины).
Во-вторых, несоответствие норм ТКУ Киотской конвенции об отсутствии лица, которому предоставляется льгота не менее 24 часов. Согласно конвенции, для тех, кто возвращается в тот же день из-за границы с товаром, льготы по беспошлинному ввозу либо ограничиваются, либо отменяются вовсе (особенно это касается табачных и алкогольных изделий).

Собственно, отсутствие «предохранителей» против злоупотребления правом на ввоз товаров без налогообложения, а также возможность продажи товаров, которые были ввезены гражданами без налогообложения (или незаконным путем) создает благодатную почву для злоупотреблений.

Контрабандисты также пользуются несовершенством в администрировании таможенных платежей и контроля таможни в целом. А именно: отсутствием полноценного обмена предварительной информацией о перемещаемых товарах с другими странами (кроме Молдовы); не оборудованными участками границы вне пунктов пропуска, что позволяет возить товары в обход таможенных постов. Но главная проблема — это отсутствие способности таможни противодействовать незаконному ввозу товаров и «встроенность» таможенников в нелегальные схемы.

По материалам сайта UBR.

Share

Recent Posts

  • Новости

Магнитные бури сегодня: как повлияют на метеозависимых

Специалисты Центра прогнозирования космической погоды Национального управления океанических и атмосферных исследований США отмечают, что сегодня,… Read More

21-05-2025 в 05:43
  • Статьи

Почему соцвыплаты задерживают и куда обращаться?

Деньги от государства для малоимущих не всегда поступают вовремя. Причина – прежде всего, финансируют оборону,… Read More

20-05-2025 в 22:59
  • Новости

Трамвай №7 в Одессе временно прекратит работу: чем его заменят

С завтрашнего дня, 21 мая 2025, одесский трамвай №7 временно прекращает работу на время реконструкции… Read More

20-05-2025 в 21:50
  • Новости

Спокойствие перед грозой? Каким будет 21 мая в Одессе

Завтра, в среду, 21 мая 2025 года, в Одессе и Одесской области существенных осадков синоптики… Read More

20-05-2025 в 20:32
  • Новости

С 6 по 8 июня в Одессе состоится крупнейшее книжное событие года

Всеукраинская выставка-форум «Украинская книга на Одесщине» пройдет юбилейный 25-й раз. На этот раз событие примут… Read More

20-05-2025 в 19:29
  • Новости

Одесса и Гейдельберг стали городами-партнерами (видео)

Одесса установила партнерские отношения с немецким городом Гейдельбергом. Такое соглашение было заключено на днях в… Read More

20-05-2025 в 18:39