Одесские заправки продадут «Газпрому»?

На прошлой неделе стали известны итоги работы нефтяного сектора Украины в 2013 г. Главным выводом из потока цифр стало то, что крупнейшая в Украине нефтедобывающая компания – ПАО «Укрнафта» опережающими темпами теряет объемы добычи нефти. Так, в 2013 г. (по сравнению с 2012 г.) добыча черного золота этим предприятием рухнула на 4%, тем самым снизив объемы добычи до исторического минимума — 1,8 млн т.

Кризис «Укрнафты» может стать катализатором самой крупной сделки на розничном нефтепродуктовом рынке нашей страны, тем самым затронув всех без исключения украинцев, пишет espreso.tv

Этот вывод базируется на том, что «приватовцы» уже больше 10 лет используют «Укрнафту» в роли донора, который задешево продает нефть собственной добычи компаниям Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, а после переработки поступает на АЗС этих же бизнесменов. Именно благодаря дешевому сырью днепропетровцы могли демпинговать на рынке, предлагая потребителям нефтепродукты по цене 0,5-1 грн/л ниже своих конкурентов. Такая модель поведения позволяет убивать сразу двух зайцев: наращивать объемы реализации топлива, параллельно скупая работающие «в минус» мелкие чужие сети. Но сейчас это ценовое преимущество «Привата» начало таять, а вместе с ним и объемы продаж. Так, по оценкам «Консалтинговой группы А-95», в прошлом году наличные продажи АЗС «приватовцев» составили около 1,35 млн т, что на 20% меньше, чем в 2010 г., когда за наличные группа продала чуть более 1,7 млн т.

Для того чтобы хоть как-то сдержать темпы падения объемов продаж топлива в своей сети, в начале года днепропетровцы пошли на беспрецедентный для них шаг – продвижение своих нефтепродуктов с помощью рекламы в СМИ. Параллельно на стелах АЗС группы начала появляться реклама топовых продуктов «Привата», которые продаются под торговой маркой «Энерджи». Но этих мер явно недостаточно для достижения поставленной цели. Тем более, что на глазах у тандема Коломойский-Боголобов развивается новый конкурент – сеть «БРСМ-Нафта», которую ее куратор глава Минэнерго Эдуард Ставицкий также ориентирует на бюджетный сегмент автолюбителей.

Количество «министерских» заправок растет как на дрожжах. Так, если в январе 2011 г. под брендом «БРСМ-Нафта» торговало 30 АЗС, то сейчас уже больше 130. Понятно, что пока что этот трейдер не может на равных тягаться с «Приватом», в арсенале которого насчитывается 1600 станций, но если менеджеры Эдуарда Ставицкого продолжат завоевание рынка такими же темпами, днепропетровцам явно не поздоровится.

Что касается вложений в модернизацию АЗС, то на них Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов тоже не пойдут. Главным образом, потому что реализация такого рода проекта стоит нескольких миллиардов гривень. А гарантия возврата этих денег минимальна в нынешних условиях работы рынка, подразумевающих нелегальный импорт топлива и его распространение внутри страны близкими к власти структурами.

В таких условиях все более реальным кажется радикальный вариант решения нефтяных проблем «приватовцев» — продажа своего нефтяного бизнеса. Кстати, днепропетровцы уже давно готовы к такому варианту. Так, еще в 2008 г. на пике конфликта с тогдашним правительством Игорь Коломойский официально подтвердил готовность пустить с молотка нефтяное крыло группы: «если мы будем продавать, то вместе со всем — с бензином, заправками, инфраструктурой, бензовозами, нефтебазами. «Укрнафту» очень ценят все российские компании. Я, кстати, думаю, если «Газпром» купит «Укрнафту», он очень легко справится со всеми проблемами в Украине, с которыми сейчас сталкиваемся мы. Они просто включат это в пакет каких-то политических договоренностей». Тогдашнее упоминание Коломойским российского газового монополиста в качестве основного претендента на покупку было связано с желанием днепропетровского бизнесмена припугнуть своих правительственных оппонентов, вынашивавших идею снижения планки акционерного кворума с 60% до 50% (государству принадлежит 50%+1 акция «Укрнефти»). Но в нынешних реалиях россиянам попросту некому составить конкуренцию в борьбе за нефтяной бизнес «Привата», который они оценивают минимум в $5 млрд. Поэтому сейчас интрига состоит уже лишь только в том, как скоро днепропетровцы решатся на эту сделку.

Отметим, что в Одессе от «Укрнафты» насчитывается около 19 заправок.

Share

Последние статьи

  • Новости

Прогноз синоптиков на субботу, 21 сентября: еще больше потеплеет

Завтра, в субботу, 21 сентября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается еще больше… Читать далее

2024-09-20
  • Статьи

Деревянная вагонка: преимущество и простота монтажа

Вагонка из натуральных пород дерева — именно тот материал, который позволит создать в доме уют… Читать далее

2024-09-20
  • Статьи

Главное в голубцах — косточки перемыть: как жители Рени готовили ярмарку ко дню города

В честь Дня города Рени жители Ренийской громады провели благотворительную ярмарку в поддержку ВСУ, в… Читать далее

2024-09-20
  • Статьи

Никита Титов: защитник Мариуполя о тридцати месяцах в российском плену

Из российского плена вернулся защитник Мариуполя, воин Национальной гвардии Украины балтянин Никита Титов. Когда он… Читать далее

2024-09-20
  • Статьи

Как война влияет на украинскую фауну: биолог Иван Русев дал неутешительные прогнозы (видео)

Украинская фауна сейчас переживает множество вызовов. Войну, климатические изменения и агрессивную деятельность людей. В этом… Читать далее

2024-09-20
  • Статьи

626 лет Саврани: наварили борща и отпраздновали донатами на ВСУ

Саврань — столица лесной жемчужины Одесской области — находится в междуречье рек Савранки и Южного… Читать далее

2024-09-20