По воле судьбы родной для меня Донецк я покинул еще в 2012 году, когда там ничто не предвещало беды. В силу семейных обстоятельств пришлось переехать сначала в Одессу, а затем в Киев. В Одессе я провел два незабываемых года. А в Донецке мой трудовой путь начинался в районном управлении Пенсионного фонда. Это управление находится в Киевском районе, буквально в паре километров от Донецкого аэропорта и до сих пор, хоть и с заколоченными окнами, но продолжает работать. Вокруг разрушенные магазины, обстрелянный не единожды завод «Точмаш», изрешеченные снарядами жилые дома. Само управление чудом уцелело.
Последний раз я был в Донецке в марте 2014 года. В то время также все было относительно спокойно, хотя градус нестабильности уже нарастал. И вот спустя почти два года у меня появился шанс и непреодолимое желание посетить родной город, в канун новогодних праздников проведать родных, друзей и снова увидеть все своими глазами.
Дорога в Донецк
Напрямую из Киева в Донецк можно доехать только на легковом автомобиле. Прямое железнодорожное сообщение отсутствует, рейсовые автобусы не пропускают. Железнодорожный вокзал в Донецке вообще не работает, так как не раз подвергался сильным обстрелам. Поезд из Киева едет только до Константиновки Донецкой области. Потом нужно добираться либо на автобусе до блокпоста, либо частным транспортом.
Затем все пассажиры проходят контроль с украинской стороны и пешком идут до контрольно-пропускного пункта (КПП), подконтрольного так называемой ДНР. Потом нужно пересесть в другой автобус и ехать до Донецка. Говорят, что мне повезло: от Константиновки до Донецка я доехал всего за 2,5 часа (в мирное время на это требовался максимум час). Очереди на КПП почти не было и прохождение «контроля» заняло в общей сложности не больше получаса. Хотя в другую сторону очередь состояла примерно из трехсот автомобилей. Уехать обратно было действительно сложнее: пришлось стоять в очереди почти 9 часов.
Как живет город?
В самом Донецке чисто, хорошие дороги и много транспорта. Но пробок в городе давно уже не было и людей на улицах все-таки меньше привычного.
Первое, что удивило – это рубль. В Донецке непривычная для украинцев валюта полностью заменила гривну. Проезд в маршрутке – 7 рублей, в троллейбусе и трамвае – 3 рубля. Если перевести на гривны, то стоимость проезда в городском электротранспорте осталась старая – не больше 1 гривны. Не повышали цены и на коммунальные услуги. Хотя пока пенсии не платили, то и за коммуналку платить было нечем, у многих накопились огромные долги. Вода, свет и газ в домах, как правило, есть.
Пенсии и цены
С осени 2014 года Кабмин Украины принял решение приостановить выплату пенсий на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Впрочем, многие жители этих областей из-за боевых действий не могли получить пенсию уже с лета и остались без основного источника доходов. Выживали за счет старых запасов и гуманитарной помощи. При том, что российскую гуманитарку мало кто видел, зато «ахметовскую» хвалят до сих пор.
Теперь на месте бывших управлений Пенсионного фонда Украины работают «управления Пенсионного фонда ДНР». С апреля 2015 года в Донецке началась выплата так называемых «республиканских пенсий».
Размеры пенсий остались такими же, как были раньше, только выплачиваются они в рублях и по очень невыгодному курсу – один к двум. С учетом официального курса (в среднем 1 гривня равна 3 российским рублям), который действует и в Донецке, пенсионеры теряют около трети своей пенсии.
Те, кто получал минималку на уровне 900 гривен, теперь получают 1800 рублей. В Украине минимальная пенсия с сентября 2015 года выросла, но в Донецке, естественно, пенсии никто не повышал. Хотя цены на продукты и лекарства выросли в полтора-два раза.
Все продается только за рубли. Продукты в магазинах есть. В основном российские. При этом по заверениям многих дончан качество их намного хуже, чем у украинского производителя. Пожалуй, единственный продукт, который в Донецке можно купить дешевле, чем в Украине – это водка. Если перевести на гривны, то самую дешевую бутылку можно приобрести за 30 гривен.
Вообще, как показала поездка в Донецк, пенсионеры, которые живут ближе к центру города, в районах, которые мало подвергались обстрелам, жалуются в основном на высокие цены. Те же, кто живет на окраинах, в районах интенсивных боевых действий, говорят в основном о войне и ждут окончательного наступления мира.
Хотя пенсии теперь в Донецке платят, выжить на минималку с нынешними ценами практически невозможно. Хорошо тем, кому помогают дети.
– Дочь давно живет с мужем за границей. Иногда присылает деньги. Если денег нет, занимаю у знакомых. Потом с пенсии отдаю. Так и живем, – говорит пенсионерка из Макеевки Вера Петровна.
Валентине Павловне из Донецка тоже помогает дочь.
– Дочка живет в Киеве, работает. Пока пенсию не платили, ее помощь была основной, – рассказывает пенсионерка. – Сейчас стали платить пенсию: маленькую, но жить уже легче.
Людмила Ивановна жила в Донецке вместе с дочерью. Получали две минимальные пенсии: сама – по возрасту, а дочь – по инвалидности. Пенсионерка рассказала, что параллельно оформила пенсию и на подконтрольной Украине территории в одном из городов Донецкой области. Но чтобы из Донецка съездить за своей пенсией, необходимо потратить на дорогу очень много времени и 500–700 гривен (большая часть самой пенсии). Сейчас ее дочь переехала жить и работать в Днепропетровск. Людмила Ивановна осталась одна. Но, как молодая пенсионерка, ей всего 53 года (имела право на льготную пенсию), еще имеет возможность подрабатывать, потому не унывает, жалуется только на высокие цены.
Нина Андреевна тоже продолжает работать, хотя ей уже 70 лет. С работой в Донецке сейчас сложно, но она уже много лет работает в местной поликлинике и держится за свою должность, параллельно получая пенсию.
Вячеслав Николаевич со своей женой живет в частном секторе в граничащем с Донецком поселке, который до сих пор находится в «зоне риска» – ко всем соседям вокруг во дворы прилетали снаряды. Чудом из них никто не пострадал.
Пенсионер признается, что до начала боевых действий получал неплохую пенсию – 5000 гривен. Сейчас – 10000 рублей.
– Уезжать отсюда мы никуда не собираемся. Оформлять пенсию в Украине тоже не хотим. Здесь – наша земля. Чему быть – того не миновать. Этот дом построил мой покойный отец – ветеран войны, участник боевых действий, награжденный медалью «За взятие Берлина». От него нам остался погреб с запасами: со спичками, свечками, солью, крупами, с закатанным в банки салом, соленьями, – говорит Вячеслав Николаевич. – Никогда не думали, что на нашей земле снова будет война и нам действительно придется прятаться в этом погребе. Слава Богу, сейчас стреляют намного меньше, чем раньше. А там время покажет…
Источник: «На пенсии«
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
View Comments
живут также как и все другие пенсионеры украины...плохо одним словом.
вопрос надо было так поставить как выжить пенсионеру в украине при пенсии 1000грн или 40$