Об этой линейке, предшественнице калькулятора, многие, наверное, забыли. Но для известного актера некогда распространенная помощница в расчетах ‒ вещь знаковая.
Я шел на встречу с ним и смотрел на наш город его глазами. Одессита, без малого три десятилетия назад сменившего постоянное место жительства. По пути в гостиницу, где остановился Ян, перемен было немного. Правда, на месте завода имени Кирова теперь банк. Раньше здесь собирали станки, чтобы заработать деньги, а сейчас сразу собирают деньги.
Но вообще Одесса мало изменилась. Разве что на оживленных улицах квартиры первых этажей магазинами стали. Да еще несуразно вписали в центр иные здания.
‒ Кое-где построили дома красивые, ‒ подхватит Ян, когда ему об этом скажу. ‒ Построили, стараясь заработать, а не чтобы людям удобно жилось. Да, появилось немало мест, где можно вкусно поесть. Но в отличие от других стран ‒ это далеко не для многих.
Здесь, в Одессе, он специально ездил на Черемушки ‒ посмотреть. И считает, там просто катастрофа. Осталось так, как было, когда уезжал.
А к его отъезду в Израиль привели эмоции. Вообще, он многое связывает с чувствами. Да и не знает людей, что сидят-сидят, думают-думают, а потом уже решают с абсолютно холодной головой.
Тогда, в 91-ом, перемены, казалось, к лучшему. Рассказывает анекдот того времени: «Ты читал газету? Это не телефонный разговор»: с прежней боязнью «как бы чего…» встретилась потеря этой боязни. «Сатира посыпалась со всех сторон», ‒ говорит Ян. И сам он был, как говорится, в полном порядке. Но ему стало… неинтересно.
Вот и уехал.
Почему в Израиль? «Воспитывал дедушка. Он ходил в синагогу. Вообще, взгляды в семье были проеврейские. Даром что мама в школе преподавала русский».
Я вспомнил, как в середине 80-х на «Зонтике» (так называли передовое объединение «Зонт») не смог встретиться с начальником цеха Яниславом Левинзоном. А мне, корреспонденту «Вечерки», позарез надо было с ним поговорить. В его цеху выдвинули в депутаты рабочего, которого потом отозвали. За ничегонеделание. Такой отзыв сенсацией был. Ну, разобраться хотел.
‒ Странно, что не увиделись, ‒ удивился Ян. ‒ Ведь дневал там и ночевал.
А вот в выдвижении «не того» ‒ ничего для него странного. Такая была система: кандидатуру подбирали под спущенную сверху анкету. Потому и награды не всегда получали те, кто на самом деле их заслужил.
Вспоминает об ордене. Им должны были наградить работницу его цеха. Но обязательно ‒ комсомолку. С цеховыми парторгом и профоргом определил будущего орденоносца. Как говорится, не из худших, но и не из лучших. Узнав о награде, свалившейся на нее, работница недоумевала: за что? Но потом в цеху ее уже редко видели. На внешней орбите вращалась: сессии, пленумы, собрания актива…
И вот Янислав говорит ей: зарплату получаете регулярно, а на работе вас практически нет. Только за последний месяц всего два дня выходили. Бригада работала за вас.
‒ Мне Родина доверие оказала, а кто ты такой, чтобы мне замечание делать?! ‒ возмутилась орденоносец.
Однако не только такие воспоминания связывают Яна Левинзона с Одессой. Он с нежностью говорит о здешних своих друзьях. И о многом другом с теплотой. Любить родной город можно и на расстоянии. При этом Ян ни минуты не жалел, что сменил свое ПМЖ. Считает, что Израиль нужен ему, а не он Израилю.
Средиземноморский город Нетания гордится своим жителем Яниславом Левинзоном. Во всяком случае, его назвали в числе нескольких, наиболее известных нетаниянцев. А насколько для самого Яна такая известность значима?
‒ Ни насколько, ‒ поясняет он. ‒ В Израиле все проще. Если к нам на телепрограмму приходил, скажем, премьер-министр Биньямин Нетаньяху, то с одним лишь охранником, которого отпускал на время съемок. Да и вообще, многих известных людей можно запросто встретить в супермаркете, когда те тележки с продуктами катят.
‒ С одной стороны, вы инженер, с другой актер. А сами себя кем считаете?
‒ Если ты закончил политех, то, хочешь или не хочешь, всю жизнь ориентируешься на логарифмическую линейку. Словом, я ‒ инженер. Но, наверное, еще и актер. Ведь и на сцене выступаю, и в кино снимаюсь. Да и на израильском ТВ вместе с замечательной актрисой Натальей Манор мы 13 лет играли героев многочисленных анекдотов.
Однако актерская зависимость никогда мне не нравилась. Когда ждешь роль, ждешь, пригласят ли выступить…Потому, помимо актерства, я всегда работал. И сейчас работаю ‒ в одном из самых крупных частных медицинских центров Израиля. Заместителем директора по связям с общественностью.
‒ Как вам удается, прототипам подражая, оставаться неподражаемым? Тут природных лишь данных маловато. Нужна, что называется, школа. А вы, насколько знаю, актерское образование не получали?
‒ Тем не менее, у меня были профессиональные учителя: легендарный Валерий Хаит, его советы по сей день помню, Эдуард Колтынюк, Олег Сташкевич. Репетиции последнего, бывало, длились по семь часов.
И еще с автором повезло. На телевидении я читал «Новые одесские рассказы» талантливого Георгия Голубенко. Да и успех давнего кавээновского монолога «Красота», который сразу сделал меня известным, был за счет его текста.
‒ Перед нашей встречей я еще раз посмотрел в Ютубе этот монолог. Как и тогда, в 86-ом, не мог удержаться от смеха. Но его не только текст, а и вы вызываете. Чье было зеркало, в которое смотрелись? И где оно теперь?
‒ Когда уезжал, подарил Георгию Голубенко. После его смерти оно осталось у его жены Татьяны. А взял ‒ у своей жены Жанны.
‒ Столько лет с Натальей Манор на ТВ вы так органично играли семью, что иные зрители вас семьей и считали.
‒ С Жанной ‒ мой первый и последний, надеюсь, брак. А у Натальи, ведущей актрисы театра «Гешер», есть свой муж. Думаю, с ним ей повезло больше, чем моей жене со мной.
‒ Вы смотрите украинское телевидение?
‒ На мой взгляд, оно отвратительное. Говорю, не вдаваясь в политику. Здесь столько каких-то диких людей, которые несут с экрана откровенную чушь. Вот российское телевидение ‒ и лживое, и пропагандистское, но ведущие там другого уровня. Конечно, Украина ‒ более демократичная страна, но это не значит, что здесь должно быть такое ТВ.
Когда я спросил, как относится Ян к ненормативной лексике на сцене, он сказал: она может быть, когда это очень смешно. И вспомнил об Игоре Губермане, с которым, выступая, полмира объездил. У поэта ненорматив смешит. Однако главное в его «гариках» ‒ остроумная мысль.
Мы говорили о современном юморе, и я сказал, что он во многом теперь не только ниже пояса, но и ниже плинтуса. А что выше плинтуса ‒ тоже ниже пояса. Вот раньше…
‒ Раньше был один Аркадий Райкин, ‒ парировал Ян. ‒ А сегодня юмор ‒ на любой вкус.
Тут с ним согласен. Но «любой вкус» ‒ это и вкус невзыскательный. Начиная с хамовитого “95 квартала”, который вот уже сколько лет навязывает податливому зрителю криворожский свой смак.
Лично мне по душе юмор более тонкий. Такой, например, как в том давнем кавээновском монологе Яна Левинзона. Выходит на сцену, споткнувшись, худой, незграбный, с большим, нелепым бантом: «Я вот тут думал, в чем наша главная сила? А теперь вижу…(любуясь в зеркале). В красоте».
Фото: it.best-tv.com, vdp.mycdn.me, forumdaily.com
Сегодня, в воскресенье, 3 ноября 2024 года, начались девятьсот восемьдесят четвертые сутки широкомасштабной вооруженной агрессии… Read More
Жителей одесского микрорайона Черемушки не на шутку испугала змея, которую местные жители обнаружили на дереве… Read More
Сегодня, в День работника социальной сферы Украины,«Одесская жизнь» рассказывает, кто такие соцработники, какую они оказывают… Read More
В этот воскресный день, 3 ноября 2024 года, в Украине отмечают День инженерных войск –… Read More
из-за войны многие люди были вынуждены покинуть свои дома и переехать в более безопасные регионы.… Read More
Всех с добрым утром! И дня воскресного вам исключительно легкого, приятного и позитивного! А чтобы… Read More