Статьи

Ангелы с крыши Оперного «прописались» на Молдаванке (ФОТО)

Уже мало кто помнит, как долго, больше десяти лет, длился ремонт Одесского национального академического театра оперы и балета, — самой большой (после моря) нашей гордости. Им продолжают любоваться. На его фоне туристу не сфотографироваться — все равно, что в Одессе не побывать. Еще бы: он и внешне прекрасен, что уж тут об интерьере говорить. Национально-историческая гордость.

Настоящие и не совсем

Но время идет, и уже так же мало кто помнит, что многие скульптуры, украшавшие фасад театра, были заменены на аналогичные, но изготовленные из пластических материалов. Само время тогда потребовало принятия такого решения: старые скульптуры крушило время, их разрушающиеся детали еще перед капитальным ремонтом-реставрацией театра приходилось менять на более современные (обычно это был бетон) материалы, но такая реставрация по «кускам» — дело недолговечное…

В свое время экс-начальник городского управления охраны памятников Андрей Шелюгин пояснял, что на фасаде театра все же осталась часть аутентичных фигур. Это Мельпомена в колеснице, запряженной пантерами, Комедия и Трагедия, Орфей и Терпсихора, которые встречают вас у входа. А вот многие оригинальные ангелы и мифические маскароны были заменены копиями из более легкого и прочного материала.

Но куда же подевались настоящие, то есть, аутентичные, оригинальные?

Благодаря одесскому краеведу и блогеру Олегу Коваленко нам удалось узнать: оказывается, они «упокоились» на старушке Молдаванке — на улице Балковской, в Скульптурно-экспериментальной творческой мастерской. Более того, уже более десяти лет они занимают двор этой мастерской на старой одесской улице, создавая подобие жутковатого кладбища старинных скульптур.

Сотрудник мастерской скульптор Юрий Янаки подтверждает:

— Да, все, что вы видите здесь — те самые скульптуры, вернее, то, что от них осталось. Когда-то они украшали Оперный театр. По их образцам мы когда-то изготовляли новые, более легкие.  А эти оставлять было нельзя: очень тяжелые, да и разрушались уже. Собственно, никакой ценности они не представляют, и, сразу скажу, что реставрации сегодня они уже не подлежат. В свое время мы обращались по этому поводу к властям, говорили, что как-то не очень правильно, что эти скульптуры так и остались здесь, но результатов не было. Вот и храним, как можем.

«Еще та картинка»

«Картинка» еще та, конечно… Кстати, напомним, что в свое время, как только все эти несчастные скульптуры были сняты и собраны здесь, в закоулках Молдаванки, а с тех пор прошло более десяти лет, ходили слухи, что их передадут то ли в музеи города, то ли продадут, то ли приведут в порядок, чтобы украсить одесские парковые аллеи. Ничего этого не произошло. Честно говоря, думалось, что они давно «канули в вечность». Ан нет: жители Молдаванки даже могут ими полюбоваться при желании (если, конечно, удастся попасть на территорию Скульптурно-экспериментальной творческой мастерской).

Кстати, даже при всем налете «ужастика» любоваться есть чем: скульптуры словно слегка утонули в октябрьских листьях, хоть фильм снимай на таком «живописном» фоне. Хотя «картинка», в общем, наводит грусть, если не сказать больше. Подумать только: кого только не перевидали эти ангелы и маскароны, какие только времена не пережили!..

Напомним, что капитальная реконструкция Одесского оперного театра продолжалась больше десятилетия — с 1996 по 2007 год. Тогда Кабмин Украины принял решение о проведении капитальной реставрации театра. Изначально завершение работ планировалось на 1999 год, но затем неоднократно переносилось из-за недостатка средств. Реставрация была завершена лишь в 2007 году. В ходе нее был укреплен фундамент, произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений, модернизированы технические системы театра. После реставрации театр был торжественно открыт в сентябре 2007 года.

Само же здание было построено (вскоре после масштабного пожара, полностью уничтожившего первый Одесский театр) в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером в стиле нового венского барокко.

Фото автора.

Share
Мария Котова

В журналистику пришла достаточно поздно, слишком затянулся «поиск себя». В работе над материалами придерживаюсь правила: читателю должно быть интересно, должно «цепануть». Уделяю много внимания подаче: считаю очень важным, чтобы это блюдечко получилось с достойной каемочкой. Автор четырех изданных книг прозы.

Последние статьи

  • Статьи

Женщины на мужской работе: одна мастерица среди двенадцати мужчин

Полномасштабная война заставляет нас адаптироваться к новым реалиям. Например, из-за активных боевых действий и мобилизации… Читать далее

2024-09-23
  • Новости

Восстановление котельной где упала труба под угрозой: что случилось

Коммунальное предприятие «Теплоснабжение города Одессы» во второй раз объявило тендер на ремонт котельной «Северная-2» на… Читать далее

2024-09-23
  • Новости партнеров

Загранпаспорт: ваш верный спутник в мире удивительных открытий

В нашу эпоху, когда мир становится все ближе и доступнее, загранпаспорт превратился из простой книжечки… Читать далее

2024-09-23
  • Новости

Экоконтроль по-новому: на Одесчине внедрят современные европейские реформы

На Одесчине и Николаевщине начинается пилотный проект по экологическому контролю для усиления надзора за состоянием… Читать далее

2024-09-23
  • Новости

Взятка за депортацию: разоблачена коррупционная схема в миграционной службе

В отношении двух должностных лиц Государственной миграционной службы, Одесской областной прокуратурой направлено дело в суд.… Читать далее

2024-09-23
  • Новости

Глава одесского ТЦК рассказал о «бусификации» и своей зарплате

Начальник Одесского областного ТЦК Юрий Пуйко заявил, что видеоролики силовой мобилизации в городе"играют на руку… Читать далее

2024-09-23