Правосудие в Украине: почему Фемида не видит и не слышит?

Правосудие — словно прозрачная призма, сквозь которую смотрим на резонансные события. Если грани ее прозрачны и гармоничны, то и наша картина мира не искажена. Ну, а если Фемида такая, как у нас сейчас…

Хроника объявленного ЧП

Перед глазами картина более чем трехлетней данности: на заседание правительства, возглавляемого Арсением Яценюком, приходят силовики, чтобы задержать генерала Бочковского. Из правительственного здания его вывели в наручниках на глазах у всей страны. Телевидение не только прямую трансляцию этого ЧП вело, но и подробно смаковало в тот день резонансное происшествие.

25 марта 2015 года, когда произошло ЧП, начальника государственной службы по чрезвычайным ситуациям, уволили.

Правда, через несколько дней отпустили под залог. Лично для меня внесение огромной суммы стало своего рода косвенным доказательством. Да, у генерала наверняка солидная зарплата, да, мог одолжить… Но собрать за считанные дни эти более миллиона ста тысяч гривен!..

В чем подозревали главного пожарного? В закупке топлива по завышенной цене у фирм «Лукойл» и «Альянс». Потом добавили незаконную покупку «Пикапов» для спасателей. В Министерстве внутренних дел, куда входит ГСЧС, называли не один миллион ущерба, нанесенного государству этими закупками.

Тогда, три с лишним года назад, мне показалось, что в борьбе с коррупцией начали, наконец, от слов (многих) переходить к делу (уголовному). Подумалось, что ниточки этого коррупционного скандала потянутся и в Одессу, где задержанный в свое время был одним из руководителем областного управления.

Однако в информационном поле появилось сообщение, что в отношении двух одесских высокопоставленных спасателей возбудили уголовное производство за дачу заведомо ложных показаний относительно вымогательства Сергея Бочковского. И адвокаты последнего стали готовить многомиллионные иски.

Кто прав, кто виноват, разумеется, должен ответить Суд.

А он, как по команде, одно за другим принимал решения в пользу опального генерала. Вот и его увольнение отменил, обязав выплатить зарплату за время вынужденного прогула — около полумиллиона гривен.
Словом, по суду получается, что Сергей Бочковский — чист и пушист, а те, кто обвинял его, — как-то не очень.

Вообще для «пересічного громодянина», который не знаком с деталями уголовного производства, все просто: обвинили — посадили. Его зачастую не интересует ни насколько виновен фигурант, ни насколько его вина доказана.
Но вот получается — не доказана. Тогда, как говорится, и взятки гладки. В том числе, если и обвиняли в последних.

Судьи — это обслуживающий персонал для определенного круга лиц?

Не так давно Центр правового мониторинга «Гідність» на заседании “круглого стола” поделился результатами своих исследований об отношении одесситов к правосудию. Как отметила руководитель этого центра Татьяна Герасимова, сильнее всего на людей действуют сюжеты с обвинениями и арестом чиновников с последующими освобождениями. Такая информация вызывает чувства беззащитности и безнадежности.

В своем бюллетене «Одесские суды: состояние ожидания?» исследователи приводят слова одного из респондентов «Ничего в судах не изменилось в лучшую сторону, а только хуже все стало». Под стать этому и другие высказывания.
— И что особенно интересно, в отношении к судьям за последние полтора года значимой динамики не видно, – подчеркнула Татьяна Герасимова. Если что и изменилось, так это образ Фемиды. Раньше считали судей просто бизнесменами, а теперь — еще и дорогим обслуживающим персоналом для определенного круга лиц. Так сказать, персоналом, который обеспечивает их безопасность и благополучие.

А вот недостаточное число служителей Фемиды в наших судах комментируют по-своему: не зря разбегаются, значит, чего-то боятся.

Вообще, иные респонденты уверены, что для эффективности судебной реформы нужно менять весь состав. И один из них приводит пример: адвоката ненавидят судьи — он не приносит взяток.

Из личного опыта

Мне пришлось бывать в судах стороной по делу. Трижды. Как водителю, как журналисту, как пенсионеру. Во всех трех гражданских делах я отбивался от необоснованных обвинений. И во всех трех удалось победить без единой копейки «на лапу». Просто адвокат Григорий Гузь на этих процессах был убедителен. И я полагаю, что судьи его — нет, не ненавидят — уважают. Не за мзду, а за профессионализм.

Другое дело, что одна из этих историй — пенсионная, длилась, казалось, бесконечно… И я бы ее Книге рекордов предложил. Но полагаю, что одиннадцать моих лет для нашей страны не рекорд. Сколько еще вот таких «незаметных» дел, рожденных слабостью судебной системы, из года в год портят людям жизнь.

Обвинения недостаточно — нужны доказательства

Если же о резонансных делах говорить, то там в отношении фигурантов поначалу в прессе идет мощная обвинительная волна. Однако потом предварительное следствие не всегда собирает реальные доказательства этой вины.

Разумеется, следствие судебное от него независимо. Однако если обвинение не представляет убедительных доказательств, то на суде верх одерживает защита.
Весьма показательна история группы фигурантов «Дела второго мая», которое после долгих мытарств в конце концов оказалось в Черноморске. Там его рассмотрели быстро и по сути. (На заседании «круглого стола» говорили даже о подвиге этого суда). Там оправдали всех подсудимых, связанных с событиями у торгового центра «Афина». Возможно, они и виновны. Но убедительных доказательств тому не нашли. Вот один лишь только пример. Предварительное следствие так и не смогло доказать, что человек в сером спортивном костюме и «балаклаве» и есть тот самый Сергей Долженков, известный многим как Капитан Какао.

Но был ли он главным виновником трагических тех событий?

Мнение профессионалов

Примечательно, что независимо от политических взглядов респонденты «Гідністі» считают: главные уже давно украинскому правосудию недоступны. А судебные решения, если и станут их выносить, будут иметь политическую окраску.
Весьма интересно мнение адвокатов, участвовавших в заседании «круглого стола». Так, по версии Валерия Судакова, в резонансных делах, боясь потерять должность, судьи ориентируются на политическую конъюнктуру. Не будучи заинтересованными в том, чтобы вынести решение, одесская Фемида оттягивает его, находит всевозможные препятствия на пути к вынесению своего вердикта. Как пример, он привел назначение экспертизы, связанной с эксгумацией. По мнению адвоката, расчет был на то, что родственники погибшего от нее откажутся, и тогда Фемида сможет развести руками. Мол, ничего сделать не можем. Хотя, по мнению Валерия Судакова, необходимости в эксгумации нет, поскольку есть контрольные останки погибшего.

Валерий Судаков связывает перспективу дел, которые он ведет, с Европейским судом по правам человека. Если там примут положительное для его подопечных решение, то судью, который выносил незаконный вердикт в Украине, должны привлечь к ответственности. И такая перспектива, по словам адвоката, на судей должна повлиять.

Адвокат Андрей Лещенко на заседании «круглого стола» посетовал на то, что за четыре года, которые прошли после кровавых майских событий, следствие так и не выявило того, чья пуля оборвала жизнь одного из погибших в центре Одессы, хотя многие знают, кто это сделал. Да и вообще следствие движется ни шатко ни валко.

Кто же виновники? Вопрос остается открытым

Можно разделить сомнения Татьяны Герасимовой, что при нынешнем, так сказать, составе власти, мы вряд ли увидим завершение полного расследования этого, пожалуй, самого резонансного дела последнего времени. Действительно, трудно найти главных виновных, если детально не изучать, что происходило не только на улицах, но и вне их. Кто какие вел переговоры, кто какие решения принимал — все это крайне важно.

Одна из немногих надежд — на суд над тогдашним начальником областной милиции Петром Луцюком. Его дело передали Фемиде еще в феврале 2016 года. Бывшего главу милицейского ведомства области обвиняют в умышленном бездействии, в том, что оставил без помощи тех, кто находился в опасном положении, а также в служебном подлоге документов по введению оперативного плана «Волна».
Если верить обвиняемому, который на одном из судебных заседаний заявил, что готов рассказать всю правду, то может быть, мы узнаем много интересного о том, с кем и какие переговоры он вел, когда в разгар столкновений в Одессе исчез из города.

Примечательно, что представители Фемиды, которых пригласили на заседание «круглого стола», не пришли. Не захотели выслушать, что люди думают? Не знаю. Возможно, понимали: неприятные слова прозвучат. И может быть, им нечего было сказать в ответ.
Фото: vlasno.info

Аркадий Ромм

Автор:

Share

Recent Posts

  • Новости

Спуск Виталия Блажко (Маринеско) закрывают на ремонт: как будут ходить автобусы и трамваи

На спуске Виталия Блажко стартует строительство новой дренажной системы. В связи с этим с 23… Read More

2024-11-22
  • Статьи

Афиша Одессы 22-24 ноября: бесплатные спектакли, экскурсии, выставки

Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More

2024-11-22
  • Новости

Сотрудники «Инфоксводоканала» откликнулись на призыв сдать кровь для раненых

К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More

2024-11-22
  • Новости

Одесская область: сострудники ТЦК продавали отсрочки от мобилизации

В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More

2024-11-22
  • Новости

В Пивденный «на щите» вернулись боевой медик и наводчик ПТРК

В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе автобусы на Пересыпь вернулись на привычный маршрут

С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More

2024-11-22