Слово «велосипед» происходит от латинских слов «велос» — быстрый и «педас» — нога, что в дословном переводе означает «быстроног». Велосипед, пожалуй, самый любимый вид транспортного средства, который с приходом весны массово появляется на дорогах города, а с началом летних каникул велосипедистов станет на порядок больше.
Журналист «Одесской жизни» с 50-ти летним велосипедным стажем проехался велосипедом по дорогам нашего города, чтобы самому вспомнить и рассказать начинающим, а также опытным велосипедистам, как вести себя на дорогах, какие требования предъявляются к велосипедистам, куда обращаться в случае ДТП.
Быстро нарушил, не значит невиновен?
На практике большинство велосипедистов ведут себя на дороге в зависимости от ситуации. Так, оседлав велосипед, они считают себя равноправными участниками дорожного движения. Но стоит с тротуара подъехать к пешеходному переходу, чтобы попасть на противоположную сторону дороги, они тут же превращаются в пешеходов. Хорошо если сошли с велосипеда и переходят дорогу «вдвоем». Чаще велосипедисты очень неожиданно появляются на пешеходном переходе и лихо пересекают дорогу по «зебре». Чтобы обезопасить себя на дороге, не лишним будет напомнить велосипедистам основные требования Правил дорожного движения.
Выезжая на дорогу велосипедист становится равноправным участником дорожного движения при условии, что он старше 14 лет, знает и выполняет требования ПДД, касающихся велосипедистов, водителей и пешеходов. Также его велосипед должен быть оборудован звуковым сигналом, зеркалом заднего вида и светоотражателями: спереди — белого цвета, по бокам оранжевого, сзади — красного. При движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости на велосипеде должна быть включена фара.
В многополосном потоке машин он должен занимать первую полосу, ехать на расстоянии не более 1 м от края проезжей части. Двум и более велосипедистам двигаться можно только в один ряд, друг за другом.
Следует помнить, что левый поворот или разворот разрешается делать, не сходя с велосипеда только на перекрестках, не забывая о правиле приоритета «помеха справа». В остальных случаях, для того чтобы сделать поворот налево или разворот, нужно сойти с велосипеда, и перейти через дорогу, соблюдая правила движения для пешеходов.
К счастью, никто не пострадал
За время проведения 3-х часовой фотосессии для этого материала удалось сфотографировать много случаев пересечения дороги по «зебре», не сходя с велосипеда. Причем, чаще всего нарушают пожилые люди, которые даже не оглядываются по сторонам. Понятно, что они сели на велосипед ради своего здоровья, но зачем так рисковать и портить здоровье другим?
Безопасность на дороге
По проезжей части можно ездить, только достигнув 14 лет. Велосипедист всегда должен двигаться в крайней правой полосе.
Велосипедистам разрешается:
- ездить по обочине, не мешая при этом пешеходам;
- перевозить только такие грузы, которые не мешают управлять велосипедом и не создают препятствий другим участникам дорожного движения.
Велосипедистам запрещается:
- управлять велосипедом с неисправным тормозом, звуковым сигналом, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с выключенной фарой или без светоотражателей;
- двигаться по автомагистралям и дорогам для автомобилей, а также по проезжей части, если рядом обустроена велосипедная дорожка;
- двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей до 7 лет на детских велосипедах под присмотром взрослых);
- во время движения держаться за другое транспортное средство; ездить, не держась за руль, снимать ноги с педалей (подножек); перевозить пассажиров (за исключением детей до 7 лет, перевозимых на дополнительном сиденье, оборудованном надежно закрепленными подножками);
- буксировать велосипеды;
- буксировать прицеп, непредусмотренный для эксплуатации с велосипедом.
Советы из личного опыта
- Если велосипед оборудован кожаными ремнями на педалях (туклипсы), пользуйтесь ими. Они помогут при езде в гору или перепрыгивании внезапных препятствий. И не бойтесь, что в случае падения не успеете расстегнуть ремень: замок рассчитан на определенное усилие и вы без труда сможете освободить ногу.
- Если вас не любят собаки, то лучше сразу остановиться и пройти с десяток метров пешком, чем делать резкие маневры.
- Выделяйте себя на дороге: яркая одежда повысит степень «заметности», в вечернее время надевайте сетчатый светоотражающий жилет.
- Пользуйтесь очками, шлемом (кроме травмы головы он защитит от солнца), велоперчатками, наколенниками и налокотниками. Последние аксессуары весьма актуальны для детей и начинающих. «Асфальтная болезнь» — самая распространенная травма. Поврежденная об дорогу кожа весьма долго и болезненно заживает.
- Остерегайтесь припаркованных автомобилей, особенно с тонированными стеклами: в любой момент прямо перед вами может распахнуться дверь.
- Подъезжая по главной дороге к перекрестку, притормозите и убедитесь, что водитель (слева или справа) вас заметил.
- Не прижимайтесь к бордюру — обгоняющий автомобиль может «притереть» и у вас не будет места для безопасного маневра вправо.
- Избегайте движения по мостам, особенно по туннелям, если это неизбежно, включайте световые приборы.
- На регулируемых перекрестках не останавливайтесь рядом с автомобилем, который показывает правый поворот и не начинайте движение одновременно с ним: водитель просто может вас не увидеть.
- В случае появления внезапного препятствия, работайте тормозами, а не резкими маневрами рулем, особенно при переезде луж, песка, щебня или битого стекла.
- Не управляйте велосипедом в наушниках: громкая музыка притупляет бдительность на дороге.
Кто в Одессе всех быстрей?
Ни для кого не секрет, что поездки велосипедом на короткие дистанции (базар, пляж, магазины) намного быстрее любого вида общественного транспорта. А как на длинные дистанции — более 10 км, например с работы в редакцию?
Для чистоты эксперимента был выбран оптимальный маршрут трамваем и маршруткой, выезд осуществлялся в разные рабочие дни, в одно и тоже время. Троллейбус даже не брался во внимание, так как поездка больше похожа на экскурсию по городу и занимает около 1,5 часов.
В результате получилась следующая картина. Дорога маршруткой (без пробок) составляет минимум 50 минут, в том числе 19 минут пешком. Трамваем 55 минут (27 минут пешком). На велосипеде поездка кратчайшей дорогой составила 40 минут.
На выходе мы имеем следующие затраты, плюсы и минусы. За проезд и возможность удобно сидеть маршрутке — 7 грн. Поездка в трамвае стоит 3 грн., а также намятые бока, но с возможностью послушать одесский юмор, типа: «Мужчина! Куда вы лезете? Вы шо не видите, шо весь не влезите в трамвай?» и приятная прогулка по тихим улочкам студенческой юности. Поездка на велосипеде — избавление от лишних калорий, а все остальное — чистое здоровье, настроение и бодрость на целый день.
Берегись велосипеда!
Большинству автолюбителей нужно остерегаться двухколесных братьев больше, чем трамваев или пешеходов. А чтобы заранее знать, чего запрещенного от них ожидать, несколько советов из личного опыта авто- велолюбителя.
- Бояться нужно велосипедистов, управляющих велосипедом без рук или одной рукой, особенно левой, так как при экстренном торможении падение через переднее колесо гарантировано — передний тормоз расположен именно на левой рукоятке руля.
- Приближаясь к велосипедисту, лучше заранее посигналить, чтобы привлечь его внимание. Если велосипедист в наушниках, его лучше аккуратно обогнать и сигналить бесполезно: в голове у него кроме громкой музыки больше ничего нет, это потенциальный самоубийца на дороге, внимание которого практически не связано с окружающей обстановкой.
- Велосипед весьма маневренный вид транспорта, который в любой момент может резко изменить направление движения из-за препятствия на дороге, выбежавшей собаки, внезапно появившихся пешеходов, особенно детей.
- Если увидите велосипед с опущенным до самой рамы сиденьем и стоящего на педалях велосипедиста — это стритрейсеры или велотриальщики (велопаркурщики) — любители преодоления естественных и искусственных препятствий: в любой момент они могут выпустить адреналин наружу, перепрыгнув перед автомобилем через бордюр, рельсы или поставив велосипед на «козла» (на дыбы).
- Не начинаете движение, если увидели в зеркале заднего вида велосипедиста, держащегося за кузов вашего автомобиля или прицепа.
Сам себе веломеханик
Покрышки и тормозные колодки (диски) — единственное, что связывает велосипедиста с дорогой, поэтому к ним всегда должно быть пристальное внимание.
Перед любой поездкой убедитесь в исправности тормозов. Если вы заменили тормозные колодки, их следует притереть — чаще притормаживайте, особенно при езде накатом на спусках.
Следите за отсутствием «восьмерки» или «девятки» на колесах, это сказывается на эффективности торможения, так как сложно выставить минимальный зазор между ободом и колодками.
Натяжение тросиков должно быть таким, чтобы тормозные рукоятки при полном нажатии не упирались в руль.
Не следует ездить на приспущенных шинах: это снижает езду накатом и увеличивает усилие при вращении педалей.
Маленькие хитрости
- С пробитым в дороге колесом можно доехать до ближайшей вулканизации. Для этого внутрь камеры шприцем впрыскивают 100 мл воды, желательно мыльной. В крайнем случае воду заливают прямо в насос и накачивают камеру. Мыльная вода при вращении колеса обволакивает внутреннюю поверхность камеры и препятствует быстрому снижению давления.
- Газета, помещенная между футболкой и ветровкой, защитит грудную клетку от холодного ветра и переохлаждения.
- Перетянутые на втулках конуса могут привести к перегреву подшипников и заклиниванию колеса. При отсутствии люфта затяжку конусов проверяют на перевернутом велосипеде: после максимального раскручивания колесо должно остановиться ниппелем вниз.
- Выставляйте сиденье по своему росту. Для этого прямой ногой вы должны доставать пяткой до педали. Кстати, обувь должна быть легкой, но с твердой подошвой.
- Почти все начинающие повторяют одинаковую ошибку — медленно крутят педали, с большой нагрузкой на ноги. Частые поездки на дальние дистанции в таком темпе приводит к необратимым повреждениям коленных суставов. Выбирайте передачу на звездочках так, чтобы всегда нажимать на педали с одинаковым усилием.
- Учитесь правильно отдыхать на велосипеде: час едете, потом идете пешком 10 минут. Это хорошо снимает усталость с шеи и спины, ноги разгружаются из-за другого вида нагрузки.
Юрий Руденко. Фото автора.