Похоронная реформа: чьи уши торчат из «биозахоронений»?

Кабмин внёс на рассмотрение Верховной Рады законопроект по «усовершенствованию» сферы захоронения. Первым в этом тексте привлекает внимание новое модное слово — «биозахоронение». Но в похоронную сферу хотят внести этим законом целый ряд изменений. Чьи интересы защитит «могильная реформа»? Могут ли эти нормы работать на деле? И чего ждать одесситам, если законопроект вступит в силу? В целом нововведения противоречивы, запутаны, во многом не реалистичны. «Одесская жизнь» решила разобраться в вопросе серьёзнее, чем авторы законопроекта. За помощью в этом мы обратились к судмедэксперту Борису Яворскому и одесским «похоронщикам».

 

Порочный круг со свидетельством о смерти

Безвыходный круг образуют несколько норм, если представить их действие на практике. Так, работникам правоохранительных органов, ЗАГСов и медикам под страхом уголовной ответственности будет запрещено сообщать «похоронщикам» адреса и телефонные номера родственников умершего лица или исполнителя волеизъявления умершего, которые они узнали во время выполнения должностных или служебных обязанностей.

При этом указано, что «тело умершего в судебно-медицинские и патологоанатомические учреждения и места захоронения везут поставщики ритуальных услуг специально оборудованными для этого транспортными средствами». Но в другой части законопроекта сказано, что договор с теми, кто предоставляет ритуальные услуги, нужно заключить на основании свидетельства о смерти. Напомним — свидетельство о смерти чаще всего можно получить только после вскрытия в морге. Куда тело должно быть доставлено «ритуальщиками». Договор с которыми нужно заключить на основании свидетельства о смерти.
Возможно, предполагается создание специальных государственных служб, которые будут возить тела с мест происшествия на вскрытие в морги. Например, у одесского СПКБО ЖКХ, которое могло бы выполнять эти функции для города, есть несколько автомобилей, которые используются для перевозки тел. Является ли этот транспорт «специально оборудованным», они и сами затрудняются сказать.

— Интересно, что будет происходить с людьми, которые умерли в машине «скорой» по дороге в больницу, — комментирует Борис Яворский, — автомобиль в этот момент становится местом происшествия. И одновременно в нём появляется тело, которое может перевозиться только другим спецтранспортом. То есть по закону в таком случае «скорая» должна будет остановиться и ожидать прибытия полицейских со всем экипажем. После осмотра места происшествия и тела полицейскими и экспертом, сообщат начальнику райотдела полиции и приступят к розыскам родных и близких. А дальше будут уговаривать родных покойного вызвать автомобиль ритуальных услуг для перевозки тела. А родные, по-видимому, будут уговаривать «ритуальщиков» заключить с ними договор на словах, без положенного по закону свидетельства о смерти. А «скорая» всё это время стоит на том месте, где её застиг момент смерти покойного…

Правда, в проекте указано, что перевозчики тел умерших и оплата таких услуг из бюджета будут определяться в особом порядке. Сам порядок пока не расписан.
 

Катафалки дальнего следования и венки в чехлах?

Другая интересная норма законопроекта — запрет «перевозить ритуальные предметы в открытом виде».

— Тут даже не совсем понятно, что именно имеет в виду наш законодатель, — поясняет Борис Яворский. — Например, гроб закрыт, когда закрыта крышка гроба? Или когда сам гроб полностью закрыт и внешне не опознаётся как ритуальный предмет?

Одесские «похоронщики» рассуждают более приземлённо:

— А если гроб открыт, то что? У нас в похоронном обряде принято прощание с умершим в открытом гробу. В сельской местности гроб могут нести открытым через всё село или везти умершего в открытом катафалке — так издавна принято. И похоронные венки — это тоже ритуальные предметы! И кресты, и ещё много чего. Нам теперь их в чехлы прятать, получается?..

Со специально оборудованным транспортом для перевозки тела тоже беда. Достаточно частый случай, когда житель области умирает в Одессе. Родственники приезжают, дожидаются результатов вскрытия и увозят тело для захоронения в родные места. Как правило, используют для этого обычный автомобильный прицеп. Но если можно будет только спецтранспортом…

— Из области чаще всего люди приезжают небогатые, — рассказывают представители ритуальных служб. — Берут всё самое дешёвое. И даже просят не одевать покойника, сами справляются, лишь бы немного сэкономить на услугах. Нанять катафалк на 60-100 км — это серьёзные деньги, их из области заплатят единицы. Как тут быть?

Судмедэксперта Бориса Яворского этот вопрос смущает с другой стороны:

— Кого обяжут следить за тем, чтобы тело перевозилось исключительно специальным ритуальным транспортом? Должен ли будет наш санитар морга или сам эксперт следить за тем, на каком автомобиле приехали за телом? И не выдавать его, если транспорт не соответствует нормам? Кстати, каким именно нормам? Совершенно не ясно, что будет входить в понятие «специально оборудованный» и когда нам ждать разъяснений по этому поводу.

 

Картонные гробы и могилы в парках

Похоже, что главное, для чего затевался новый законопроект — ввести в практику то самое «биозахоронение». Тут всё расписано довольно ясно. Биозахоронение — это когда умершего хоронят с использованием материалов, которые разлагаются в течение 5 лет. Место захоронения при этом не имеет надгробных сооружений, а оборудуется информационной табличкой. Место биозахоронения – обособленная часть земли на территории кладбища, парка, сквера, лесопарка или другой зеленой зоны, отведенная исключительно для биозахоронения.

Одесские «похоронщики» видят в этом руку днепровских коллег:

— Похоже, в новые картонные гробы, которые презентовали в этом году в Днепре, вложили немалые деньги. Теперь их нужно «отбивать», вводить «картонки» в широкий оборот. Видели мы эти бумажные гробы, пока решили не заказывать. Дно многослойное, довольно плотное, переносить тело в таком гробу можно. Но стенки тонкие, ни дай бог наклонить неаккуратно при переноске — может развалиться вся конструкция. Цена у этих «эко-гробов» — запредельная. Такой картонный гроб стоит дороже простого деревянного. То есть это даже бюджетным вариантом не назовёшь. К тому же деревянный — это тоже «эко», тоже из натуральных материалов и отлично разлагается!

Смущает представителей ритуальных услуг и процесс кремации в картонных гробах. Они объясняют, что деревянный гроб удобен при конструкции и температуре наших крематориев. Дерево как бы выполняет роль фитиля, помогая нормальному и полному сгоранию, компенсируя влажность и содержание жира в теле.

Как будут отводиться места для биозахоронений в городских парках и скверах — пока трудно представить. И сам процесс захоронения, и не особо приятное соседство для отдыхающих очень смущают. В картонном или в деревянном гробу, но это будет человеческое тело, разлагающееся в земле поблизости. И, если процесс пойдёт, то далеко не одно тело, а десятки и сотни.

 

Кое-что важное и разумное

Приятно радует чётко прописанный в законопроекте запрет медицинских процедур с вмешательством в тело в похоронных домах. Бальзамирование и реставрация отданы исключительно в руки профессиональных судмедэкспертов и патологоанатомов.

Помимо надругательства над могилой, телом, урной с прахом, вводится серьёзная ответственность и за другие возможные нарушения в этой сфере. Тюремный срок до трёх лет можно будет получить за недопущение к месту, где должны пройти похороны, родных покойного, его знакомых или похоронной процессии. Серьёзный штраф или ограничение свободы сроком до двух лет хотят ввести за самовольное использование кладбищенских сооружений, колумбариев, могил в посторонних целях и за проявление неуважения к месту похорон и ритуальным обрядам.

Согласно законопроекту, человеку, который желает похоронить умершего, положено безвозмездное выделение места на действующем кладбище. Впрочем, это норма работала и раньше. В квитанциях, которые по закону оплачивали на кладбище, значились только услуги по выкапыванию могилы.

Помощь на погребение будут предоставлять в течение 7 рабочих дней с момента зарегистрированного письменного обращения. Его можно подать в течение 6 месяцев после смерти. Пособие на погребение будут выплачивать в размере, установленном на день смерти. Его не выплатят, если умерший был на полном гособеспечении в учреждении (кроме случаев, когда погребение осуществляет исполнитель волеизъявления умершего или лицо, которое обязалось его похоронить).

Также планируется возмещение затрат по захоронению умерших участников боевых действий и лиц с инвалидностью вследствие войны. Деньги хотят возмещать за счет средств местных бюджетов в день обращения. Чтобы получить средства, к перечню документов (заявление, копия паспорта заявителя, копия свидетельства о смерти и копия удостоверения участника боевых действий) нужно будет приложить копию акта выполненных работ по проведению похорон и копии платежных документов на ритуальные услуги.

 

Интересы крупного похоронного бизнеса

Одесские «похоронщики» уверены, что законопроект пролоббирован крупными игрокам похоронного бизнеса. Рынок в этой сфере будет монополизироваться, частников и мелких предпринимателей будут выдавливать. В том числе — при помощи удобных новых законов.

— Законопроект будет вынуждать физические лица стать юридическими, а затем вложить огромные средства в бизнес, чтобы соответствовать требованиям. У кого не найдётся таких денег — вылетит с этого рынка, — мрачно предсказывают сотрудники ритуальных фирм.

В законопроекте действительно чётко прописано, что желающий оказывать ритуальные услуги должен представить исполнительному органу местного совета справку о наличии штата работников, материально-технической базы и специального транспорта, минимального размера уставного фонда (в случае предоставления таких услуг юрлицами). Далее указано, что похоронные дома могут создавать только юридические лица.

Тем временем в Одессе на сегодня подавляющее большинство тех, кто оказывает ритуальные услуги, оформлены как частные предприниматели. Единственный возможный выход из новой ситуации они видят в объединении и создании ООО с юрлицом. Но опасаются, что денег, чтобы тягаться с крупными воротилами, не хватит и при таком подходе.

О нюансах украинской трансплантологии читайте в другом материале.

Тая Найденко

Share
Тая Найденко

Каждая новость или статья влияет на тысячи людей, формирует и меняет их отношение к важнейшим вещам. Помня об этом, работать журналистом страшно. И страшно интересно. Формально я пришла в журналистику недавно, перепробовав десяток других профессий. Но журналист — это человек, рассказывающий правду, по-возможности объективно и с юмором. А этим я занимаюсь целую жизнь.

Recent Posts

  • Новости партнеров

Шинный калькулятор: как определить, подойдет ли вам новый размер колес?

При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More

2024-11-22
  • Новости

Прогноз погоды на субботу, 23 ноября: штормовое предупреждение

В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе установят 11 новых мобильных укрытий

В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More

2024-11-22
  • Новости

Италия поможет восстановить разрушенную инфраструктуру Одесской области

Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More

2024-11-22
  • Общество
  • Статьи

Маленькая история о больших сердцах: как учительница из Херсона и ее ученики приближают победу

Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одесской области зафиксирована опасная инфекция

Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More

2024-11-22