Понятие «подземка» в Одессе имеет совершенно иное значение, чем в городах, где есть метро. Если там оно и означает подземный транспорт, то у нас имеются в виду каменоломни, то есть, то, что именуется катакомбами. И если до недавних времен оставшиеся от выработок ракушечника полости, протянувшиеся на сотни и сотни километров, мы как-то уже привыкли связывать с периодом Второй мировой войны, если знаменитые Нерубайские катакомбы расскажут вам почти все о жизнедеятельности партизанских отрядов того периода, то наступило время, когда мы с вами получили возможность узнать и другую жизнь наших подземелий — порой таинственную, порой загадочную, удивительную и не похожую ни на какую другую.
Ведь вдумайтесь: по сути, ни один исторический период жизни города так или иначе не обходился без подземелий. Не так давно «Одесская жизнь» рассказывала об открытии нового подземного музея, находящегося в самом центре города. А теперь мы расскажем о двух малоизвестных таинственных страничках истории, непосредственно связанных с одесскими катакомбами. И речь пойдет уже совсем о другом периоде — когда над миром нависла ядерная угроза.
Мы на Молдаванке, в Разумовском переулке — том районе города, где еще несколько десятилетий назад располагалась женская тюрьма. Теперь тут находится музей «Тайны подземной Одессы», и именно здесь удалось собственными глазами увидеть, как именно в пятидесятые-шестидесятые годы двадцатого века намеревались в случае чего «прятать» советских заключенных. То есть, систему катакомб использовали для строительства противоатомных «спасательных станций» в период холодной войны.
Склады для пищи, специальные емкости для хранения питьевой воды… Кстати, в наших катакомбах есть целая система подземных озер. Но ими можно лишь любоваться. Зрелище и правда потрясающе красивое, но сама вода в них для питья не подходит: в ней слишком высокое количество кальция.
Впрочем, как тогда же сделал акцент экскурсовод и один из основателей музея Дмитрий Вовченко, сам этот объект был построен крайне небрежно. На самом ли деле смог бы он уберечь от ядерного кошмара и вольных граждан, и тех же заключенных — большой-большой вопрос…
В нем было предусмотрено для комфортного выживания абсолютно все. И практически ничего на сегодняшний день не осталось. Он тоже находится на Молдаванке, только нет здесь никакого музея, лишь закрытый вход в подземелье.
Заведующий подземным музеем «Одесские катакомбы» ОНУ Константин Пронин и специалист-спасатель Сергей Быковский стали проводниками по этой малоизвестной подземной достопримечательности.
А вот и тот самый бункер-убежище для советской компартийной элиты.
Нет, ничего подобного той подземной роскоши, которую, порой, рекламируют в Интернете на случай «конца света», мы не увидели. Тем более, что даже и от советского «суперового» убежища тоже мало что осталось. Тем не менее, впечатляет.
Под особым направлением света от фонарей сталактиты переливаются самыми разными красками. Свисают с «потолков» эти природные красоты, никакому дизайнеру помещений такое не создать.
Вот и они, следы элитного убежища. Именно следы. Это когда-то, как рассказывает Сергей Быковский, здесь располагались целые жилые зоны, оборудованные с большим комфортом. Имелся даже киноконцертный зал. Сейчас от всего этого мало что осталось. Не столь давняя общедоступность в одесские подземелья сказалась: «подземники-любители» утащили отсюда все, что смогли.
— Даже сейчас, когда утащено почти все, можно понять, что строился этот бункер вовсе не для простых советских людей. Имелось все необходимое, можно было и мыться, и горячую пищу готовить.
Знаете, что поразило больше всего? Не поверите: на «потолке» кое-где даже сохранилась… лепнина. В самом деле: ну как же без лепнины в бункере под землей обойтись, правда? Должен же был радовать глаз партийным работникам дизайн подземного помещения!
Что же касается более поздней истории этого бункера, то ее дополнил Константин Пронин довольно страшным рассказом.
Произошло это уже в семидесятые годы прошлого столетия.
— Судя по всему, в то время здесь располагался штаб ГО. В этом месте хранились ящики с радиоактивными капсулами, — рассказывает Константин Пронин. — Это был радиоактивный кобальт, который использовался для тестирования дозиметров. На них и соответствующая надпись имелась: «Осторожно: радиоактивно!». И вот поднимают нас по тревоге. Узнаем: сюда забрались школьники и — ни больше, не меньше — украли часть капсул и притащили их… в школу. Не знали, конечно, какую смертельную опасность они вытащили на поверхность. В результате дети и учительница «хватили дозу», попали в больницу.
— Вот и занимались мы несколько суток тем, что искали под землей этот самый проклятый пропавший кубик, а он размером всего сантиметр на сантиметр, — рассказывает Константин Пронин.
Увы, спасатели, работавшие тогда под землей, так и не отыскали этот опасный радиоактивный кубик. То ли мальчишки где-то по дороге его потеряли на чью-то беду, то ли еще что. Зато в городе появилась еще один серьезнейший повод ставить вопрос ребром: входы в одесские подземелья должны быть закрыты наглухо!..
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
Сегодня, 22 ноября, в Одессе наблюдается мощный ветер, который привел к падению деревьев и повреждению… Read More
Руслан Тимченко пошел среди первых защищать Украину добровольцем. Сначала попал на Николаевское направление, затем —… Read More
Преподаватели проводят лекции в бомбоубежищах, студенты учатся из окопов, но конкурсы и престиж вуза растут,… Read More
На спуске Виталия Блажко скоро начнется строительство новой дренажной системы. С 23 ноября 2024 г.… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
View Comments
параша войну вроде затеял с либеральной Россией. Если что, то придется одесситам в катакомбах с крысами существовать, тем временем, когда параша с путиным жируют.