Многие одесситы уверены, что знают о родном городе все. Но, помимо живописных морских пейзажей, одесских двориков, памятников архитектуры, всеми любимого «Привоза» и своеобразного юмора горожан, Одесса славится тайнами и загадками, часть которых скрыта глубоко под землей.
Прогулки по «диким» катакомбам
Одна из таких загадок — знаменитые одесские катакомбы, лабиринты которых еще до конца не изучены спелестологами.
22-летний Александр Станиславчук со своей подругой, 18-летней Адой Евсеевой, каждые выходные посвящают подземным тайнам. Александр изучает дикие катакомбы более семи лет, Ада увлеклась этим занятием полтора года назад. Ребята не считают свои занятия опасными, а их родители с пониманием относятся к увлечению детей. Молодые люди ни разу не заблудились в подземелье, но однажды, спустившись туда большой кампанией, потеряли своего знакомого, который увлекся видеосъемкой и отстал от остальных.
— Чтобы не заблудиться в катакомбах, нужно хорошо запоминать дорогу, — вступает в разговор Александр. — Ориентирами могут служить настенные надписи, либо какие-нибудь необычные объекты.
Во время «похода» мои новые знакомые рассказали почти курьезную историю. Как-то, гуляя с друзьями под землей, они случайно попали в «Музей партизанской славы». Опешившая охрана вывела компанию на улицу, но полицию вызывать не стала. Однако позже «опасный» выход закрыли.
Когда мы спустились в катакомбы в селе Нерубайское, Александр объяснил, чем отличаются надписи, оставленные добывавшими ракушечник шахтерами, и те, что во времена Второй мировой сделали партизаны:
— Партизаны, как правило, писали свои имена и даты. А шахтеры рисовали картины, которые зачастую имели сексуальный характер.
Наше путешествие было нелегким, но интересным. Приходилось снова и снова преодолевать завалы, передвигаться узкими ходами. Но это не вызывало такого страха, как возможность случайно наступить в зловонную лужу: местные жители сливают в катакомбы отходы!
Приближаясь к конечному пункту маршрута, мы нашли выдолбленную в стене нишу, где стоял старый чайник, а рядом, на камне, лежал череп какого-то животного. Это место называют могилой, хотя никакого захоронения там нет. Кто и почему дал ему такое название, ни Ада, ни Александр не знают. После трехчасового путешествия вышли на поверхность с другой стороны села. Глаза долго привыкали к яркому солнечному свету, а в воздухе чувствовался запах озона, как будто кто-то включил кварцевую лампу. Навалилась легкая усталость. Но для моих новых знакомых такие марафоны — обычная прогулка. Они не раз совершали подземные переходы между селами и спускались под землю на несколько суток.
Не только катакомбы влекут загадочностью. В Одессе много подземных сооружений, облюбованных местными диггерами и сталкерами. Одно из них совсем недавно было достопримечательностью нашего города. Сейчас, доступ к нему закрыт. Чтобы туда попасть, нужно перелезть через двухметровый забор, смазанный солидолом, и перебежками пробраться сквозь колючие заросли, прячась от охраны. Речь идет о «Сказочном туннеле» на территории санатория «Магнолия», который позволял отдыхающим срезать путь к пляжу «Дельфин».
Следующим пунктом нашего маршрута была дренажно-штольневая система Одессы. Это инженерные сооружения в виде подземных тоннелей, предназначенных для отвода грунтовых вод с прибрежных склонов — чтобы избежать оползней. Проводником на этот раз был Андрей. По одному из этих тоннелей мы собирались пройти от пляжа «Ланжерон» до пляжа «Аркадия». Сооружения никем не охраняются, поэтому мы попали туда беспрепятственно. Но продолжить путь помешала вода. Ее уровень поднялся так высоко, что без специального снаряжения идти дальше не имело смысла.
— Если такой объект становится достоянием общественности, он теряет свою уникальность, — поясняет мой собеседник. — Кроме того, он может стать наживой для мародеров. Однажды знакомый нашел старинный подвал. Позже о нем узнали бессовестные люди, которые поснимали алюминиевые кольца с деревянных бочек, где хранилось вино. Теперь этот подвал не имеет никакой ценности.
Общество к такому увлечению Андрея не всегда относится с пониманием. Именно поэтому парень решил рассказать о нем «Одесской жизни»:
— Я никому не причиняю вреда. Такие люди, как я, никогда не испортят и не украдут. У меня и моих «коллег» есть три негласных правила пребывания на объекте: не берите ничего, кроме фотографий; не оставляйте ничего, кроме следов ног; не убивайте ничего, кроме времени.
Почему-то после расставания с подземными «экскурсоводами» мне вновь захотелось спуститься в катакомбы. Но какими бы заманчивыми ни казались одесские подземелья, новичкам не стоит отправляться туда без сопровождения специалистов. Ведь известно немало случаев, когда люди назад уже не возвращались.
Словарик «ОЖ»:
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More
В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More