В этом году тема традиционной конференции, организаторами которой уже на протяжении многих лет являются СК «Укрферри» и Одесский национальный морской университет, была посвящена развитию паромных перевозок на Черном море и международных транспортных коридоров. На конференции было представлено 26 докладов из 10 университетов, институтов и организаций Украины, Грузии, Турции, Польши, Бельгии и РФ. Однако в ходе встреч за круглым столом и обсуждения докладов в кулуарах появились более насущные темы, которые вышли за рамки указанной программы и, в конечном счете, затронули проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности Украины в сфере морского судоходства и обсуждению путей их решения в свете евроинтеграции.
В итоге участники конференции пришли к следующими выводам, которые, забегая вперед, отражают плачевное состояние морской отрасли и, что самое страшное, даже не дают надежду на возрождение этой важнейшей сферы в экономике страны.
Прежде всего, было отмечено, что в обсуждаемом сегодня проекте документа «Стратегия развития морского транспорта Украины» взят курс на полную приватизацию морского портового хозяйства в форме концессий. В качестве обоснования разработчики проекта ссылаются на международный опыт работы портовых операторов. Однако при этом, с точки зрения ученых и специалистов морской отрасли, совершенно не учтены возникающие угрозы экономической безопасности морской отрасли. Так, в проекте не учитываются особенности создания и формирования отечественной портовой инфраструктуры. Передача в частные руки эксплуатацию портового хозяйства содержит опасность относительно быстрого износа элементов портовой супер- и инфраструктуры, которая формировалась десятилетиями. Частный оператор не стремится и не заинтересован в поддержании на должном техническом уровне портового оборудования (причалов, волнозащитных сооружений, подходных каналов) в долгосрочной перспективе.
Более того, в действующем Законе Украины «О морских портах Украины» не прописаны организационно-экономические и правовые механизмы поддержания портового оборудования в надлежащем техническом состоянии в процессе его эксплуатации оператором. Это обстоятельство создает угрозу масштабной техногенной катастрофы в сфере портового хозяйства Украины в обозримом будущем. Такая же ситуация может возникнуть и в случае других форм приватизации (акционирование, продажа).
Не лучше обстоит дело со сложившейся практикой формирования руководящего и инженерно-технического состава морской отрасли Украины. Фактически отсутствует поэтапная подготовка кадров для морской отрасли, суть которой заключается в том, что административные кадры должны обязательно иметь значительный производственный опыт и соответствующее профильное образование.
Разрушение морской отрасли, катастрофическое закрытие предприятий и организаций этой сферы привело к отсутствию четкой перспективы трудоустройства. Это в свою очередь привело в последние 10 лет к оттоку абитуриентов и студентов в частные университеты стран Восточной и, частично, Западной Европы, где оплата за обучение установлена значительно ниже, чем в Украине. В итоге разрушается система отечественного морского образования. Привлечение в украинские университеты студентов из других стран частично поддерживает систему высшего образования Украины, однако это не может служить стратегическим направлением развития экономики страны, поскольку зарубежные студенты после окончания украинских университетов возвращаются к себе на родину.
В свете наблюдаемой тенденции создается объективная угроза снижения роли Украины как партнера в создании и организации работы международных транспортных коридоров (МТК) или транспортных осей МТК. Опыт таких развитых в экономическом отношении стран, как Германия, США, Китай показывает, что в основе их экономического роста и стабильности лежит политика значительных государственных инвестиций в образование.
Изучению этого опыта могло бы способствовать сотрудничество профильных вузов Украины, в частности, ОНМУ с университетами Черноморского региона, которые уже давно объединены в соответствующую ассоциацию и способствуют распространению передовых технологий в сфере повышения эффективности деятельности морского транспорта. Однако, к примеру, ОНМУ не в состоянии даже выделить несколько сотен долларов в год для оплаты ежегодного взноса, чтобы войти в число членов Ассоциации морских институтов стран ОЧЭС. На конференции была отмечена целесообразность активизации взаимодействия морских университетов Украины с аналогичными вузами черноморских стран. Однако все вышеперечисленные проблемы в совокупности дали настолько огромную пробоину в «корпусе морской отрасли», что отдельные советы «по улучшению» уже не способны дать какой-либо надежды на ее возрождение.
Что же делать? Первый сигнал SOS ученые и специалисты морской отрасли подали в высшие эшелоны украинской власти еще в конце прошлого века. И что же мы видим? С каждым годом морская отрасль страны, как один из важнейших факторов экономической безопасности страны, все быстрее приходит в упадок, а ее горе-рулевые, отягощенные коррупционными схемами, все чаще направляют курс украинских морских предприятий и организаций по картам взятым «с потолка или по подсказе сверху», а не по выверенным маршрутам мировой практики.
Более того у участников конференции возникло мнение, что сейчас накануне парламентских и президентских выборов, морская отрасль и, в частности, порты в представлении руководителей страны становятся не объектами хозяйственной деятельности, а все более рычагами, с помощью которых можно обеспечить себе властные полномочия на долгие годы. И если наше мнение подтвердится, то Украина навсегда утратит возможность своего возрождения, как морской державы и, как следствие, ее экономической и государственной самостоятельности.
Михаил ПОСТАН,
сопредседатель организационного комитета конференции,
академик Транспортной академии Украины, профессор ОНМУ.
Российский удар 17 ноября пришелся не только по критической инфраструктуре Одесской области. Пострадали также мирные… Read More
В связи со сложившейся в Одесском регионе чрезвычайной ситуацией из-за массированного российского обстрела утром 17… Read More
Из-за массированного вражеского обстрела обесточены несколько железнодорожных участков на юге, западе и северо-востоке Украины. Read More
Утро 17 ноября 2024 года для украинцев началось с одного из самых массовых обстрелов за… Read More
В нашу редакцию позвонила читательница. Ее сын получил тяжелое ранение, защищая Украину. Она попросила рассказать,… Read More
Из-за обстрела объектов энергетики в значительной части Одессы пропала вода. Сейчас насосные станции, где возможно,… Read More