Как все начиналось
Как известно всем одесситам, наш город нередко оказывался, как говорится, «впереди планеты всей». Так что неудивительно, что первая в Российской империи политическая организация рабочих — разумеется, нелегальная — появилась именно в Одессе. Она называлась «Южно-российским союзом рабочих» и была создана летом 1875 года.
Союз объединял работников чугунолитейных заводов, типографских наборщиков, железнодорожников и даже золотых дел мастеров. По воспоминаниям современников, на тайные сходки приходили до двух сотен рабочих со всего города. Участники союза печатали прокламации, собирали деньги на помощь повстанцам против турецкого владычества на Балканах и даже организовали две забастовки. Правда, уже через несколько месяцев союз был раскрыт полицией, а его руководители — арестованы.
Профсоюзы бывают разные
В начале ХХ века Одесса была одним из центров забастовочного движения в Украине. Например, летом 1903 года прекратили работу практически все фабрики, заводы и торговые предприятия, замер порт и остановились поезда. Забастовщики выдвигали самые разные требования — начиная от повышения зарплаты и улучшения условий труда и заканчивая свержением самодержавия. Рабочее движение стало серьезной проблемой для правительства. Власти реагировали на стачки весьма жестко: против бастующих направляли военные отряды, а зачинщиков отправляли в ссылки и на каторгу.
Впрочем, в царском Департаменте полиции была и другая точка зрения: «если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить». В Одессе под руководством некоего доктора Шаевича была создана «независимая рабочая группа», которая на словах защищала рабочих, а на деле управлялась полицейскими агентами. Впрочем, особой популярностью «группа» не пользовалась, и, в конце концов, власти ее распустили.
Настоящие профсоюзы, организованные самими рабочими, начали создаваться в Одессе только в сентябре 1905 года. Но легально могли действовать только те профсоюзы, которые не призывали к забастовкам и не выдвигали политических требований. Остальным приходилось работать в подполье. Так случилось, например, с самым крупным одесским профсоюзом — Союзом черноморских моряков.
Власть меняется, проблемы остаются
Февральская революция 1917 года отменила все ограничения, существовавшие в царской России для рабочих организаций. За несколько месяцев в Одессе было создано 40 профсоюзов, а на предприятиях — еще и фабрично-заводские комитеты. В них состояли люди разных взглядов — меньшевики и большевики, анархисты и эсеры, представители украинских, еврейских и польских партий, не говоря уже о беспартийных и аполитичных.
После установления советской власти рабочее движение долгое время оставалось независимым, более того, не боялось вступать в конфликты с властью. В начале 1920-х годов забастовок в Одессе проходило не меньше, чем в дореволюционные времена. Сводки ОГПУ сообщают, что с мая по июнь 1922 года «успели перебастовать все наиболее крупные предприятия, как гражданские, так и военные и транспортные». Причины стачек были самые разные — от снижения зарплаты до выплаты жалования крупными купюрами, которые отказывались принимать в лавках и магазинах.
Рабочие против «рабочего государства»
В первое десятилетие после революции большевики пыталась достичь компромисса с забастовщиками, и, если власть и наказывала их, то не слишком строго. С приходом к власти Сталина все изменилось — забастовки были запрещены. Конечно, прямо об этом не говорилось — как-никак, государство называло себя «рабочим»! Тем не менее, Уголовный кодекс приравнивал «сознательное неисполнение кем-либо определенных обязанностей» к «контрреволюционному саботажу». Наказание за такое преступление было очень строгим — вплоть до расстрела.
Тем не менее, рабочие протесты продолжались. Самой распространенной их формой стала так называемая «волынка» (от слова «волынить»). На свои рабочие места люди выходили, но нарочно затягивали работу. По данным ОГПУ, несколько «волынок» имели место в Одессе в 1933 году. Впрочем, за такие действия тоже полагалось наказание — понижение в должности, а для злостных «волынщиков» — увольнение.
Профсоюз по-советски
В послевоенном СССР профсоюзы занимались в основном вопросами социального страхования, раздавали трудящимся путёвки в санатории, помогали доставать дефицитные товары. Все это было, несомненно, очень важно и полезно, но все-таки немного не то, чем должен заниматься профсоюз. Если же вспыхивал трудовой конфликт, профком чаще всего оказывался на стороне администрации. Да и сами рабочие, в свою очередь, не воспринимали его в качестве защитника своих интересов, предпочитая обращаться к власти со своими требованиями не через профсоюз, а напрямую — составляя жалобы и собирая подписи.
Впрочем, жалобами одесские рабочие не ограничивались. Например, в 1962 году на некоторых предприятиях в Одессе и Измаиле отмечены выступления против повышения цен, а в 1976 году токарь Ильичевского порта Леонид Серый отправил письмо в международные профсоюзные объединения с рассказом о нелегкой жизни пролетариата в «государстве рабочих и крестьян».
Полуночный разговор
Забастовок такого масштаба, как в 1905 или 1922 годах, за годы независимости в Одессе не было. Однако несколько крупных рабочих выступлений все-таки имели место. Например, осенью 2009 года взбунтовались работники троллейбусного депо — город задолжал им зарплату за несколько месяцев. Транспортники пригрозили устроить забастовку и не выйти на маршруты.
Успокаивать водителей и слесарей приехал тогдашний вице-мэр Одессы Вахтанги Убирия. Для «свидания» с рабочими высокий гость выбрал весьма странное время — полночь. Тем не менее, зал, в котором прошла встреча, был полный и страсти кипели нешуточные. В конце концов, до забастовки дело так и не дошло — транспортникам начали понемногу выплачивать долги.
1905-й год
Революция 1905 года в Одессе обычно ассоциируется с восстанием на броненосце «Потемкин», увековеченным гениальным фильмом Сергея Эйзенштейна. Однако, в городе происходили не менее интересные события и связаны они были с рабочим движением.
Когда стало известно о жестокой расправе над мирными демонстрантами в Петербурге в «кровавое воскресенье» 9 января 1905 года, на одесских заводах стали раздаваться призывы к забастовке. Время от времени стачки вспыхивали то на одном предприятии, то на другом, а под стенами завода Гена (нынешний «Одессельмаш») на Пересыпи собирались многолюдные митинги. Наконец, 12 октября началась всеобщая забастовка. Первыми не вышли на работу железнодорожники, а через четыре дня бастовали уже все предприятия города.
ЦИФРА
27
профсоюзов
действовали в Одессе в 1905 году. В это время по количеству профсоюзных организаций Одесса занимала первое место в Украине.
Первый Первомай
Главный праздник трудящихся — 1 мая — одесские рабочие впервые отметили в 1895 году. Отпраздновали вполне мирно — работники нескольких заводов собрались на маевку в Ботаническом саду, общались и слушали выступления ораторов. А уже в 1902 году одесские рабочие отметили Первомай массовой демонстрацией под лозунгом «Долой самодержавие!».
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More
В пятницу, 22 ноября 2024 года, в связи с плановыми работами на городских электросетях некоторые… Read More
1003-й день Украина противостоит полномасшатабной агрессии российской федерации. На утро, 22 ноября, ситуация на фронте… Read More
В Одессе 49-летняя водитель автомобиля «Ssang Yong» наехала на женщину, которая переходила проезжую часть и… Read More
Доброе утро, друзья! Начните свой день с улыбки — мы подготовили для вас свежую порцию… Read More
Привоз в последнюю декаду ноября: легкий дождик, тяжеловатый ветерок… Покупателей (или так показалось) меньше, чем… Read More
View Comments
"В послевоенном СССР профсоюзы занимались в основном вопросами социального страхования, раздавали трудящимся путёвки в санатории, помогали доставать дефицитные товары.Скопировано с сайта https://odessa-life.od.ua"
Бля, а сейчас буржуйские профсоюзы не исполняют даже этого минимума! Кроме того, следует напомнить, что до самого конца существования СССР выдавал всем трудящимся (вне зависимости от должности) квартиры! И что самое поразительное - совершенно бесплатно и в кратчайшие сроки! Сразу выдавали коммуналки, а через два года уже настоящую новостройку! Сейчас же, мы стоим в очереди в буржуйском исполкоме на вторую квартиру, уже около 20 лет..... и нифига! Олигарх сказал, что возможно наша очередь дойдет гдето ещё через лет 25-30, а возможно и не дойдет, в связи с недавними майдановскими военными действиями,беженцами, а ещё и всвязи с обрушениями старых построек и первоочередной помощи ветеранам.
"Например, в 1962 году на некоторых предприятиях в Одессе и Измаиле отмечены выступления против повышения цен, а в 1976 году токарь Ильичевского порта Леонид Серый отправил письмо в международные профсоюзные объединения с рассказом о нелегкой жизни пролетариата в «государстве рабочих и крестьян».
Скопировано с сайта https://odessa-life.od.ua"
Именно в те годы в плановую экономику внедрились подпольные буржуазные рыночные элементы.Заметьте! Закона о кооперации еще нет – а первый кооператив уже есть! Как так?
И хоть документально он был зарегистрирован государственными органами в 1987-м, действовать легально он начал с 1985, под личиной Госконцерна. А его «творческий коллектив» сложился и вовсе в далеком 1967-м. Ну, это когда Конвергенция, «оттепель», реформы Косыгина-Либермана.И начало отсчёта разрушения СССР надо считать именно оттуда. Уже тогда, в далекие 60-е, партноменклатура всерьез задумалась о легитимизации и обналичке всех своих преференций. В этом её горячо поддерживали теневики и цеховики, которые с разгромом Хрущевым кооперативов предсказуемо ушли в тень. А чуть позже к ним примкнула «кровавая гэбня» и криминал. В общем – сливки и "елита" общества.Потому как по их мнению – это было не справедливо! Имея и власть и деньги и доступ к средствам производства и выходы на «иностранных партнеров» легализовать всё это, а тем более передать по наследству – в существующей парадигме СССР было невозможно. И, соответственно, с СССР нужно было кончать.