ТАРИФЫ И СУБСИДИИ: В этом году нас ждет абонплата за тепло и рост расходов на коммуналку

На прошедшей неделе украинский Минфин опубликовал меморандум Украины с МВФ. В нем изложены требования к нашей стране, взамен на выполнение которых Международный валютный фонд будет согласно графику перечислять миллиарды долларов на украинские счета. Требования коснулись многих сфер жизни нашей страны. В частности, в МВФ хотят, чтобы мы активнее боролись с коррупцией, провели пенсионную реформу, открыли свой рынок земли и приватизировали около трех десятков крупнейших госпредприятий. Изменения могут коснуться и сферы ЖКХ. «Одесская жизнь» выяснила, что нас ожидает взамен на деньги международного кредитора.

 

Введение абонплаты на тепло

Не успели украинцы выдохнуть после того, как НКРЭУ отменила абонплату за газ (подробнее об этом читайте в №15 «Одесской жизни»), как появился новый повод для беспокойства — возможное введение абонплаты на отопление: «тариф на доставку тепла» стал одним из требований МВФ.

Сегодня большинство украинцев платят за отопление только в отопительный период (с 1 октября по 1 апреля). В цену за эту услугу уже включены расходы на содержание коммуникаций, ремонты, проведение профилактических и другие технические моменты, которые и хотят вынести в отдельный платеж в качестве ежемесячной абонентской платы. По такой схеме уже происходят начисления во Львове и Виннице. Несколько лет назад так платили и в Одессе. Казалось бы ничего необычного. Где же может быть подвох?

В меморандуме говорится, что новый тариф необходимо ввести с 1 мая 2017 года. В итоге, он позволит перенести некоторую часть стоимости услуги на летние месяцы.

Однако эксперты видят в этом нечто большее. В частности, есть сомнения, что стоимость одной гигакалории (Гкал) станет меньше. Украинцам могут попросту выставить дополнительный платеж, а значит наши «зимние» расходы не сократятся. Новый платеж, возможно, будет небольшим, поэтому людей, скорее всего, будет возмущать не цена вопроса, а его целесообразность. К тому же, эта часть оплаты будет находится вне зоны контроля НКРЭУ, а значит может повышаться в зависимости от желания самого поставщика услуги.

 

Уменьшение норм потребления

В качестве улучшения адресности соцпомощи и стимулирования к экономии правительство применяет политику понижения социальной нормы на отопление. Так, начиная с 1 мая 2017 года уже снижены нормы потребления с 5,5 до 5,0 куб. метров газа на 1 кв. метр (для индивидуального отопления), с 65 до 51 кВт/ч электроэнергии за 1 кв. метр (для индивидуального отопления), и с 0,0548 до 0,0431 Гкал на 1 кв. метр (для централизованного отопления).

Это означает, что люди, которые получали субсидии, будут платить больше, если не смогут уложиться в установленные нормы. Например, если раньше субсидия покрывала 330 куб. метров газа на отопление квартиры площадью 60 квадратных метров, то в следующем отопительном сезоне начислять субсидию будут только на 300 куб. метров. То есть, если продолжить сжигать 330 куб. метров, то придется доплачивать еще около 200 гривен при условии, что тариф не вырастет.

В итоге, государство сэкономит деньги, а перед потребителем как никогда остро встанет вопрос энергоэффективности своего жилья. Поэтому теоретически этот шаг может привести к популяризации идеи разумного энергопотребления. Однако только в том случае, если параллельно будут запущены другие государственные программы наподобие «теплых» кредитов.

 

Монетизация субсидий

Уже до конца лета правительство обязуется принять постановление о монетизации коммунальных субсидий, а до конца этого года Минфин должен создать централизованную базу данных получателей социальной помощи. По мнению вице-премьер-министра Павла Розенко, монетизация существенно усложнит процедуру их оформления. Ведь принцип «деньги — в руки» предполагает открытие счетов в банках и ежемесячного перевода средств миллионам человек. При этом не в каждом украинском селе есть отделения банков.

— Монетизация предполагает персонализацию, — пояснил «Одесской жизни» эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский. — Вопрос в том, как администрировать монетизацию каждому абоненту. И как будут происходить расчеты, если уже сегодня задолженность по субсидиям составляет 29 млрд. гривен? И это задолженность монополистам, что тогда говорить о рядовых гражданах, если им будут задерживать выплату субсидий.

В правительстве также нет единого мнения относительно методов выплаты компенсаций. И главное препятствие в этом плане – количество субсидиантов. Так, по мнению министра социальной политики Андрея Ревы, монетизация будет возможна, когда количество домохозяйств, получающих субсидии, составит не более 2 миллионов. А по состоянию на 1 января 2017 года таких домохозяйств в Украине было 7,5 миллиона.

Финансовые отношения между государством и монополистами, которые поставляют услуги населению, — это другая сторона монетизации. Сегодня эти взаимоотношения основаны на клиринге, то есть взаимозачетах, когда государство списывает долги компаний, например, за тот же газ, взамен на списание долгов по субсидиям и льготам. В случае монетизации может возникнуть ситуация, при которой государство выполнит свои обязательства перед монополистом (перечислит деньги), а он, в свою очередь, так и не погасит свои собственные долги. «Придержать» деньги на субсидии, чтобы надавить на совесть поставщика, государство не сможет, так как имеет обязательства перед людьми. Других же рычагов не останется.

Однако эксперты не исключают, что после введения дополнительных ограничений на выдачу субсидий, количество их получателей резко сократится, что приведет к существенной экономии, а значит нагрузка на государство и поставщиков в этом плане снизится. В целом благодаря всем задекларированным в меморандуме мероприятиям в сфере ЖКХ и соцподдержки, Украина планирует  в 2017 году сэкономить на субсидиях по оплате коммунальных услуг 47 млрд. гривен.

Отметим, что несмотря на шквал критики в адрес правительства, взявшего на себя обязательства выполнить требования МВФ, вряд ли стоит ожидать смены данного курса, так он полностью соответствует проевропейской стратегии Украины.

 

Заплатить любой ценой

23 марта этого года Петр Порошенко подал в Верховную Раду неотложный законопроект № 6232 «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты». Он предусматривает арест банковских счетов и блокировку карт должников по коммуналке. Предполагается, что на активы и счета арест будет накладываться автоматически по решению суда.

Документ уже раскритиковали финансовые эксперты. Они ожидают, что после его принятия начнется отток денег из банков. А в самой сложной ситуации окажутся те потребители, кто находится в процессе оспаривания своих долгов.

«У украинцев под матрасами около 35 млрд. гривен»

Роман Спивак, глава правления всеукраинской ассоциации по вопросам энергосбережения:

— Я убежден, что мы начнем нормально жить тогда, когда будем рассчитывать на собственные средства и откажемся от помощи МВФ, а вместе с ней и всех фондов-присосок типа «Возрождение» и USAID. Украинцы могут сами финансировать мероприятия по сокращению потребления газа и тепла, а не проводить грантовые «круглые столы» и конференции.

На центральное отопление не абонплату надо вводить. Здесь нужно вплотную заняться установкой домовых тепловых счетчиков с регуляторами или ИТП (индивидуальные тепловые пункты). Это даст возможность уменьшить платежку на 30%. Цена теплового счетчика от 30 до 50 тыс. гривен. С квартиры выходит по 300-500 гривен. Окупаемость — 1 месяц. Это мы говорим о финансировании за счет жильцов. А если будет софинансирование из городского, областного или государственного бюджетов, то нужен ли нам будет МВФ?

Нормы потребления вообще нужно ликвидировать. Это некорректное понятие. Субсидия или помощь должна начисляться исключительно на реальное потребление. Если это делать исходя из показаний теплового или газового счетчика, то объемы предоставления субсидий будут меньше существенно.

Так что правительству надо включаться в работу и думать, как обходиться без денег МВФ. У украинцев под матрасами — около 35 млрд. гривен. Если людям нормально объяснить, какую они получат выгоду от мероприятий по энергоэффективности, они сами будут вкладывать в это свои деньги.

Так что хватит быть мировыми иждивенцами.

Ранее "Одесская жизнь" сообщала о грядущем увеличении тарифа на СДПТ в связи с появлением на рынке ЖКХ управляющих компаний. 

Анна Мячина

Share

View Comments

  • В любом случае государство останется нищим,а жиреть будут только буржуи

Recent Posts

  • Новости

Заведующую детской больницы в Одессе поймали на взятке

В Одессе правоохранители задержали заведующую одного из отделений "Детской городской клинической больницы №3". Ее подозревают… Read More

2024-11-21
  • Авторский блог

Андрей Вышинский — одессит по прозвищу «Ягуарович»: история палача и «цепного пса» диктатора

22 ноября 1954 года, т.е. ровно 70 лет назад «скопытился» Андрей Януарьевич Вышинский. «Фи!», —… Read More

2024-11-21
  • Новости

Часть Одессы в пятницу останется без воды: кому нужно сделать запасы

В части Приморского района Одессы в пятницу, 22 ноября 2024 года, временно отключат воду. Причина… Read More

2024-11-21
  • Новости

ЮНЕСКО отреагировала на обращение одесситов о сохранении исторических памятников

В ЮНЕСКО дали ответ на нашумевшее «Одесское письмо», в котором противники деколонизации топонимов, названных в… Read More

2024-11-21
  • Новости

Одесса без света: будут ли работать графики 22 ноября (ОБНОВЛЕНО)

Завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в Украине и, в частности, в Одессе и… Read More

2024-11-21
  • Общество
  • Статьи

11 лет после Майдана: как украинцы делали свой выбор

21 ноября Украина отмечает День Достоинства и Свободы в Украине - один из знаковых государственных… Read More

2024-11-21