Украина медленно и осторожно, но все же ищет путь к своей цели — энергонезависимости. Причины такого стремления понятны. Газ — удовольствие дорогое, да и ситуация с его поставками крайне непростая. Добыча угля тоже резко сократилась, поскольку многие угледобывающие предприятия сейчас находятся на неподконтрольной Украине территории. Вот и приходится искать другие способы обеспечить себя теплом. При этом все больше обращают на себя внимание альтернативные источники энергии, в том числе — биотопливо (то есть любые растительные отходы, подготовленные к сжиганию). Но насколько этот вариант подходит для нашей страны? Может ли он стать панацеей? Давайте разберемся на примере одного конкретного региона — Одесского.
Для одних — альтернатива, для других — единственный вариант
При общении с людьми, которые работают в сфере биоэнергетики или хотя бы постоянно отслеживают эту тему, неизменно возникает одна и та же дата — 2010 год. Именно его можно считать точкой отсчета, когда в Украине всерьез заинтересовались технологиями использования биотоплива. До этого момента не было ни большого спроса, ни предложений. Иными словами, это направление в Украине развивается всего около 5-6 лет, но очевидно, что темпы нарастают. Об этом свидетельствуют данные Биоэнергетической ассоциации Украины (БАУ), которая регулярно проводит мониторинговые исследования. Компании, которые занимаются производством соответствующего оборудования, тоже подтверждают тенденцию.
— Если посмотреть статистику нашего предприятия (а мы работаем по всей стране), то за последние два года количество наших заказчиков увеличилось в три раза. Каждому из них мы спроектировали и внедрили технологию сжигания биотоплива, — говорит директор одесской компании TEFF Юрий Фаренюк. — Особая активность клиентов началась в 2013-2014 годах, когда остро стоял вопрос цены на газ. Так что мотивация перехода на биотопливо у заказчиков простая — в первую очередь это экономическая целесообразность. Кроме того, в среднесрочной перспективе — это энергонезависимость страны, а в далекой перспективе — еще и сохранение экологических ресурсов.
Действительно, согласно подсчетам, стоимость тепловой энергии, произведенной из биомассы, как минимум вдвое ниже, чем та, что была произведена из натурального газа. Конечно, здесь многое зависит от вида используемого биотоплива. Но в любом случае арифметика говорит в пользу биоэнергетики. Почему тогда она не используется повсеместно? Тому есть несколько причин.
Ситуация в Одесском регионе
По данным Главного управления статистики в Одесской области, регион занимает последние места по уровню обеспечения жилья централизованным газоснабжением. До сих пор не газифицирована приблизительно половина области. Поэтому во многих районах твердое топливо (уголь, биомасса) является единственным источником теплоэнергии.
— Например, в Белгород-Днестровском районе школы переведены на пеллеты (спрессованная биомасса, — ред.). И это не альтернатива, а единственно возможное эффективное топливо для обогрева школ. Потому что уголь здесь стоит совсем уж какие-то космические цифры, а газа там нет, — рассказывает cоветник главы госагентства энергоэффективности и энергосбережения Украины Сергей Лейвиков. — В Одессе, на побережье вдоль Трассы здоровья, порядка 10 заведений тоже используют пеллетные котлы и у них нет альтернативы. Электроэнергия обходится очень дорого, так как они покупают ее не у "Одессаоблэнерго", а у коммунального предприятия, которое управляет побережьем. Газ тоже есть не у всех, поскольку иногда бывает дорого "спустить" его по склону вниз.
На сегодняшний день самыми популярными видами биотоплива являются отходы деревообработки (щепа, опилки) и отходы агрокультур (солома, лузга подсолнечника, гречихи и т.д.). С одной стороны, все эти ресурсы возобновляются достаточно быстро: обычно для этого требуется от одного года до нескольких лет. Это ничтожно малый срок, если сравнивать с газом и нефтью, запасы которых восстанавливаются многие десятилетия и даже столетия. С другой стороны, объемы биомассы тоже не беспредельны, и это обязательно нужно учитывать, рассматривая вопрос о переходе на альтернативные источники энергии.
— Во всем нужен здравый смысл. Вот пример: после сбора урожая на полях обычно остаются биоотходы. Теоретически, все они могут служить топливом. Но на самом деле часть из них должна остаться прямо на поле как удобрение, а еще часть — пойти на корм скоту. И лишь только то, что останется в итоге, действительно можно применить как топливо, — поясняет Сергей Лейвиков. — То есть перерабатывать нужно только те отходы, которые действительно есть в наличии, но ни в коем случае не увеличивать количество отходов искусственно, ломая естественный баланс. Увы, наш менталитет предполагает иначе: все, что можно продать, лучше продать прямо сейчас, даже если мы нанесем ущерб экологии и нашему агробизнесу.
— Мы тесно работаем с аграриями, и я не могу сказать, что они, собрав урожай, стараются продать все подчистую, — не соглашается Юрий Фаренюк. — В числе наших клиентов есть аграрий, который с поля привозит отходы и хранит их на складе, потому что это — топливо для его сушилок. И только в том случае, если он заготовил больше, чем нужно, он продает свои запасы другим. Он очень прагматично подходит к так называемым отходам с полей.
При этом оба специалиста соглашаются, что один из способов решить проблему ресурсов — это заняться выращиванием энергетических культур. К их числу относят энергетический тополь, вербу, мискантус. Положительный опыт их выращивания есть в Ровенской, Житомирской, Волынской областях.
Одесская область находится в степной зоне. Поэтому здесь нет больших природных запасов древесины. Но при желании этот пробел можно убрать с помощью энергетических культур.
— Для Одесской области это невероятная перспектива: здесь есть много земель, которые не подходят для выращивания полезных культур, но вполне подойдут для энергетических. Например, для так называемого энергетического тополя, — считает Сергей Лейвиков. — Думаю, что в течение ближайших пяти лет у нас будут появляться предприниматели, которые начнут выращивать энергетические культуры.
Впрочем, есть у региона и другие плюсы. Например, здесь произрастает достаточно много камыша, который тоже пригоден в качестве топлива. Кроме того, можно использовать отходы сельского хозяйства.
— По нашим последним данным, в Одесском регионе в год производится около 300 тысяч тонн лузги подсолнечника. Раньше эти отходы были головной болью для предприятий: их нужно было как-то утилизировать. И только начиная с 2009-2010 годов лузге нашли применение в виде биотоплива. Теперь этот продукт имеет большой спрос на рынке, — утверждает Юрий Фаренюк.
Есть и другие виды биомассы, которые пока не используются в полную силу. И именно здесь, говорят эксперты, заложены большие перспективы. Нужно лишь подобрать правильную технологию сбора и обработки таких отходов. Собственно, в этих нюансах и заключается еще одна причина, которая тормозит общий процесс.
Проблема 2: технологические сложности сбора биомассы
Можно сказать, что рынок биотоплива сейчас только формируется. На данном этапе происходит поиск и подбор подходящих видов биомассы, разрабатываются способы ее сбора, обработки, прессования (в виде пеллет и брикетов), доставки и эффективного сжигания.
Логично, что в первую очередь начали использовать те отходы, которые максимально пригодны для этого. Лузга подсолнечника выходит с маслозавода уже практически в готовом состоянии. То есть ее сразу можно гранулировать и перевозить. Все эти процессы уже технологически отработаны и не вызывают никаких затруднений. То же самое можно сказать и о древесине. Гораздо сложнее дело обстоит с биомассой, которую нужно собирать с полей.
— Солому злаковых культур собирать, конечно, уже научились. Но с ней трудно работать: она технологически не готова, плюс имеет свои особенности по сжиганию. Но даже при всех этих условиях в соломе есть огромный потенциал, — уверен Юрий Фаренюк. — И это мы еще даже не брались за солому кукурузы и подсолнечника. На этот ресурс стали обращать внимание только последние два года.
По данным БАУ, сейчас Украина использует около 3 млн. тонн биомассы в год. Это всего около 10% от общего количества. То есть 90% биомассы фактически выбрасывается.
Если учесть пока еще неиспользуемые виды биомассы, то ресурсы Одесской области действительно огромны.
— Посмотрите на карту потенциала агробиомассы в Украине. Одесская область может дать 0,5 млн. тонн в год. Мы сейчас работаем с лузгой подсолнечника, но это всего 2% от общего количества биомассы в Украине. При этом солома подсолнуха и кукурузы (в сумме это 32% от общего объема) остаются на полях, — перечисляет Юрий Фаренюк. — Все эти культуры растут здесь, на полях Одесского региона. Если мы научимся их использовать, то полученные объемы можно будет направить на потребности бытового сектора. Хотя, конечно, не все объекты можно перевести на биотопливо. Возьмем, к примеру, Одесскую ТЭЦ. Не исключено, что там все-таки можно модернизировать котлы, но велика вероятность, что их придется полностью менять. Этот вопрос еще нужно изучать.
Проблема 3: способы доставки биотоплива
Как мы уже говорили, биотопливо действительно выигрывает у газа и является гораздо более выгодным источником тепла. Однако это происходит лишь в том случае, если производство пеллет или брикетов находится недалеко от места использования. В противном случае логистика быстро "съедает" всю экономию. Поэтому предприятиям и бытовому сектору лучше использовать именно "местное" биотопливо.
— Прежде, чем устанавливать какое-то конкретное оборудование, нужно понять, какое биотопливо будет использоваться. Потому что от этого зависит технология сжигания. Именно поэтому сначала нужно проводить мониторинг, — советует Юрий Фаренюк. – В расчет нужно брать экономически целесообразное топливо. Например, в Одесской области – это лузга подсолнечника и отходы элеваторов. Древесину мы здесь обычно не используем. Но не стоит забывать, что рядом находится Белгород-Днестровский порт, в который древесину все-таки завозят. Поэтому там наверняка есть какие-то отходы. Так что для регионального заказчика этот вариант тоже нужно учесть. И только после такого тщательного анализа можно подбирать котел, который сможет работать на данных видах топлива.
— Могу привести хороший пример из моей практики, когда мы одну из школ в Белгород-Днестровском районе перевели на биотопливо, — вспоминает Сергей Лейвиков. – Там неподалеку расположен порт, в котором много отходов деревообработки. В частности – коры. Эту кору обрабатывают, дробят, сушат, проводят через металлоулавливатель, фасуют, перевозят на расстояние буквально 10-15 км — и сразу сжигают. Таким образом у школы есть возможность очень дешево отапливаться.
Проблема 4: необходимость финансовых вливаний
Очевидно, что развитие нового направления в энергетике требует серьезных капиталовложений. Средства нужны как для создания предприятий по производству биотоплива, так и для модернизации (установки) оборудования по сжиганию пеллет и брикетов. Пока что промышленность вкладывает деньги в эту сферу гораздо активнее.
— За последние два года мы внедрили технологии сжигания биомассы на 40 объектах, и в их числе — только предприятия. Из бытового сектора нет никого. Население раньше над всем этим не задумывалось, так как газ для бытового сектора стоил дешево, — говорит директор компании TEFF. — Но теперь они тоже по-тихоньку начинают просыпаться.
Государство поддерживать биоэнергетику в Украине не спешит, а зарубежные инвесторы к нашей стране пока еще только приглядываются. Точнее говоря, они очень интересуются солнечной энергетикой и чуть меньше — ветряной. Биоэнергетика пока малопривлекательна.
— Иногда инвесторы рассматривают вариант зайти в бизнес поставки тепловой энергии для городов, бытового сектора. Но там требуется определенное законодательство, которое бы дало инвесторам гарантии, — рассказывает Юрий Фаренюк. — Хотя на последней конференции SEF-2016 KYIV*, где собрались представители около 30 стран, были датчане с большим опытом в сжигании биомассы в промышленных масштабах. Они презентовали свои технологии. До этого они не появлялись и не рассматривали нашу страну как возможную площадку для бизнеса. Видимо, развитие биоэнергетики в Украине все больше заставляет обратить на себя внимание. Постепенно люди приходят и начинают здесь работать. Так что ситуация плавно меняется.
На сегодняшний день в Одесской области насчитывается около 60 учреждений социальной сферы (детские сады, школы, больницы), в котельнях которых используют биотопливо. Это оборудование было установлено в период с 2010 по 2016 год.
— Есть много финансовых механизмов установки котелен на биотопливе. В однихслучаях это происходило за средства местных бюджетов. В других — за средства частных компаний, которые впоследствии оказывали услугу по продаже тепла. В обоих случаях учреждения получают экономию, улучшение температурного режима в своих помещениях и уход от старых, изношенных технологий к чему-то более современному, — поясняет Сергей Лейвиков. — Сейчас котельные, которые работают на твердом биотопливе, есть в Ивановском, Захарьевском (бывший Фрунзовский), Белгород-Днестровском, Беляевском, Коминтерновском, Тарутинском, Раздельнянком, Котовском районах.
*SEF-2016 KYIV — это международная бизнес-площадка, в центре внимания которой находятся вопросы энергоэффективности. В 2016-м году здесь собираются участники рынка, потенциальные инвесторы, представители международных компаний. В 2016-м году в числе компаний, которые поддержали форум, были настоящие лидеры мирового рынка: AEG Power Solutions, RECOM, Jinko Solar, Helios Strategia, Ukrainian Systems Solar, HUAWEI, KNESS, DТEК, Fronius International, CNBM, Броварський Алюмінієвий Завод, ЕкоОптіма, Unisolar, IBC Solar, Рентехно, JA Solar, GESS Ukraine.
Организатором форума является Центр инновационного бизнеса.
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More
View Comments
солома,кукурудза стебло должны складироваться как и листья с деревьев в компостные кучи и через 2года ето перегной.ведь кило нитрофоски 20грн в магазине и кило перегноя.так в мире фермеры не хозяйничают чтобы сжечь дармовую солому а потом покупать миндобриво что поднимет себестоимость урожая в 2раза.что приводит к уменьшению прибыли фермера,ведь прибыль это разница между ценой продажи и себестоимостью(Маркс Капитал 1й том).солома это и есть азот фосфор калий.а нас спасет только утепление стен и чердака базальтовой ватой 10см.это ум расход любого топлива на 40-50%.те надо идти по пути мудрой еволюции.не дрова тоннами палить а самым теплым мехом природа защитила пингвинов.что наши искусств утеплители в 10раз хуже .-40мороза а он еще яйца несет.курица при +10уже прекращает нестись.тоесть и на Марсе они смогут жить без отопления.
Уважаемый Валентин!Неужели Вы настолько наивны?То, что Вы предлагаете подрывает доходы Нафтогаза!Вас с Вашей технологией в момент задавят и налогами и пр."благами!Вот в статье пишут,что нашли газовое месторождение,Вы думаете сейчас развернется добыча газа?Помните мои слова,в наилучшем случае наши внуки,а возможно только правнуки это увидят...а жаль.