Константин Райкин: «Словами о нравственности, Родине, народе и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели»

Ему во многом повезло в жизни. Отчасти в том, что многих знаменитостей, которых большинство советских граждан видели лишь с экранов телевизоров, Константин Райкин с детства видел у себя дома за обедом или ужином. О его отце, знаменитом Аркадии Райкине всегда ходили и ходят легенды, но он редко пользовался своими привилегиями и конечно же, очень не хотел, чтобы сын стал артистом и «клоуном». Сейчас Константин Райкин живет по отцовской науке «цеховой солидарности». Он жестко муштрует актеров «Сатирикона» и считает, что слово «патриотизм» в его стране «должно отдыхать еще лет 150 или 200».

Об отцовской науке

Папа, когда понял, что я стану артистом, он вложил в мое сознание, как он это называл, «цеховую солидарность». Она обязует каждого из нас, работника театра — артиста или режиссера — не говорить плохо друг о друге в средствах массовой информации и в инстанциях, от которых мы зависим. Ты можешь сколько угодно быть не согласным творчески с каким-то режиссером, артистом — напиши ему письмо или СМСку злобную, подожди его у подъезда, скажи ему! Но когда мы заполняем этим газеты и журналы, и телевидение — это на руку только нашим врагам, тем, кто хочет «прогнуть» искусство под интересы власти.

О культуре в России

Я не согласен с культурной политикой в стране. Считаю, что все эти «Год культуры», «Год кино», «Год литературы» — ширмы, за которыми спрятано равнодушие власти. Культура сегодня приравнена к услуге. Уверен, что слова «культура» у них в мыслях нет. Они думают, что экономика важна, а культура — это что-то десятистепенное. Опаснейшее заблуждение. Все беды, которые грозят стране, — прямое следствие тревожного состояния духовной и интеллектуальной жизни. Растет поколение не читающих, ничего не знающих про свою страну, циничных травоядных. С ними же невозможно поставить на ноги экономику или внешнюю политику, ничего невозможно. Предадут при первой удобной возможности.

О своей работе

У меня есть любимая работа, которая спасает и дает возможность отстраниться. Но забыть про реальную жизнь я не могу. Что можно противопоставить всеобщей хищной хватке и беспощадной агрессии? Милосердие, христианство. Я сейчас не про церковь говорю, а про религию. Церковь, к сожалению, участвует во всем этом кликушестве, она сейчас обслуживает власть. Прямо в обнимку с ней — попробуй догадайся, что церковь у нас отделена от государства. Мне, как человеку православному, это очень горько.

Об «оскорблениях»

Почему мы молчим все время? Закрывают спектакли, закрывают выставки. Запретили «Иисус Христос — суперстар» (сначала в Омске, потом в Тюмени — Ред.). Кого-то это оскорбило!.. И церковь наша несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не Богу служить, а власть обслуживать. Что мы в большой степени сейчас наблюдаем.

О «новом театре»

Я приверженец живого театра. Театра ясного высказывания. Сейчас в моде «постдраматический театр». Там есть, условно говоря, 17 приемов. И если ты их соблюдаешь, сразу попадаешь в сообщество «избранных», «учитываемых». При этом всех отличает патологическая любовь к непонятному. Я убежден, что она случается от мутности мысли. Есть великие пьесы, которые написаны как истории. И я не понимаю, зачем делать из них винегрет и искать всякие способы художественного оформления этой мути.

Фильмы с Константином Райкиным: «Много шума из ничего», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Труффальдино из Бергамо», «Остров погибших кораблей», «Руанская дева по прозвищу Пышка», «Комедия о Лисистрате», «Тень, или Может быть, все обойдется», «Русский регтайм», «Простодушный», «Двадцать минут с ангелом», «Неудача Пуаро».

  • Справка ОЖ: Константин Райкин. Сын актеров Аркадия Райкина и Руфи Иоффе-Райкиной (выступала под псевдонимом Рома). Окончил Театральное училище Щукина и служил актером в Театре миниатюр под руководством Аркадия Райкина «Сатирикон». После смерти отца стал художественным руководителем «Сатирикона».

По материалам: kommersant, vedomosti, meduza

Алена Швец

Share

Recent Posts

  • Новости партнеров

Шинный калькулятор: как определить, подойдет ли вам новый размер колес?

При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More

2024-11-22
  • Новости

Прогноз погоды на субботу, 23 ноября: штормовое предупреждение

В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одессе установят 11 новых мобильных укрытий

В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More

2024-11-22
  • Новости

Италия поможет восстановить разрушенную инфраструктуру Одесской области

Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More

2024-11-22
  • Общество
  • Статьи

Маленькая история о больших сердцах: как учительница из Херсона и ее ученики приближают победу

Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More

2024-11-22
  • Новости

В Одесской области зафиксирована опасная инфекция

Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More

2024-11-22