Со второй половины 19 века и до первой четверти 20 века, Одесса была третьим городом в мире по количеству еврейского населения. Это оставило большой исторический, культурный и даже политический след в истории города. Корреспондент «Одесской жизни» отправился в Музей истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим», чтобы лучше узнать о жизни и традициях одесских евреев.
Некоторые важные экспонаты были переданы музею иностранцами. Каждый из экспонатов имеет непосредственное отношение к истории еврейских семей в Одессе. Об этом, а также о многих других интересных фактах мне рассказал директор музея истории евреев Одессы Михаил Рашковецкий.
Эксперимент «Два экспоната». В самом начале экскурсии Михаил предложил мне провести небольшой эксперимент. Заключался он в том, что мне предложили обойти все комнаты музея и выбрать два любых экспоната — с одного мы начнем экскурсию, а другим ее закончим. Для чего это нужно — мне объяснили позже. Конечно, как журналист, первым экспонатом я выбрал печатную машинку. А вторым экспонатом стал старенький граммофон — очень люблю музыку.
— В основном все эти вещи принадлежали одесским «акулам пера». Эта печатная машинка с русским шрифтом. К сожалению, нет машинки со шрифтом на идиш, так как большая часть одесских образованных людей еврейского происхождения писали на этом языке,— рассказал Михаил.
— В средние века, очень много евреев бежали в Германию от инквизиции. Со временем, там и осели. Так смешались иврит и немецкий язык, в результате — получился идиш. Многие образованные евреи не признавали его как самостоятельный язык. Но, к счастью, литературный язык формируют литераторы. Например Пушкин считается отцом русского языка, Котляревский — украинского. И после того, как знаменитые писатели Шолом-Алейхем и Менделе Мойхер-Сфорим, опубликовали свои произведения написанные на идиш, отрицать его как литературный язык уже было нельзя.
— Сионизм это политическое движение евреев по самоосвобождению. Когда советы пришли к власти, многие из тех сионистов, которые не успели бежать из СССР, подвергались репрессиям. «Репрессирован» был и иврит. Во-первых, как язык религии. А во-вторых, как язык который использовался сионистами, как инструмент самоопределения. При этом, активно поддерживался идиш. В нашей экспозиции есть и дипломы об образовании евреев, обучавшихся тогда в Одессе. Текст в них написан на русском и продублирован на идиш.
— У нас в музее часто бывают иностранцы. И если подойти к одному из них и сказать «джуишь погром», он хорошо поймет о чем я. Слово «погром» не переводится, так же как и слова «гласность» и «перестройка». Но если о последних двух начинают уже забывать, то погромы еще долго будут помнить.
Мой гид по музею Михаил, рассказал что в Российской империи погромам в основном подвергались, так называемые, местечки — населенные пункты между городом и селом. Такие местечки возникали в следствии того, что евреям не позволяли иметь землю. Интересно, чтоо в плане погромов, Одесса была самым безопасным городом, так как здесь был сформирован организованный отряд еврейской самообороны (кстати, «Одесская жизнь» не так давно писала об этом). В отряде было около шести сотен человек с ружьями, две пулеметные бригады, около двух тысяч человек резерва мгновенного оповещения. Многие из членов и руководителей отряда, были обычными одесскими бандитами. Например, знаменитый Мишка Япончик.
Музыка. В одной из комнат музея находится музыкальная комната. Именно здесь я увидел граммофон. Кроме него в комнате находится старое фортепиано и множество нотных тетрадей. Михаил рассказал, что все это иногда используется на вечерах в честь памятных событий или на особых выставках. Также в комнатке напротив фортепиано стоит старинный буфет, который, по словам директора музея, принадлежал Исааку Бабелю. Возвращаясь к граммофону, я был уверен, что это просто выставочная модель и уже долгие годы не работает. Однако, к моему большому удивлению, подойдя к граммофону экскурсовод начал крутить ручку проигрывателя и положил иголку на пластинку.
Для музыкального устройства, которому более ста лет, звук оказался просто отличным. Кроме того, Михаил рассказал, что экспонаты музея не реставрируются, так как это уничтожает очень важный и привлекательный для посетителей «след времени». И, что еще более интересно, в этом музее экспонаты можно трогать руками.
Автор: Алексей Кузнецов
Возле поселка Ширяево в Одесской области инспекторы обнаружили европейскую болотную черепаху — редкого пресмыкающегося, чьи… Read More
Коммунальщики КП «Городские дороги» проводят профилактическую очистку Куяльницкой канавы, буферного пруда и Румынского канала в… Read More
В среду, 22 октября 2025 года, в Одессе и области синоптики обнародовали обновленный прогноз погоды.… Read More
Еврейский музей Одессы «Мигдаль-Шорашим» и Одесский музей Холокоста проведут встречу, посвященную Праведникам народов мира —… Read More
Легендарная картина Караваджо «Взятие Христа под стражу» или «Поцелуй Иуды», украденная из Одесского музея западного… Read More
Село Серпневе Тарутинской громады расположено прямо на границе с Молдовой. Почти с каждой его точки… Read More