Праздник сквозь слезы
Конечно, рассказывать читателям о фестивале в Бресте, это тоже самое, что слушать Каррузо в перепевке Рабиновича. Этот праздник нужно видеть своими глазами, слышать своими ушами и исходить своими ногами. Но я все же попробую рассказать хотя бы о некоторых сторонах фестиваля и об экспедиции команды ладьи «Анна Ярославна».
Начну с того, что по всем законам логики и здравого смысла эта экспедиция не должна была состояться. Так казалось многим, и мне в том числе, до самого последнего дня. И не потому что кто-то был против. Нет, во всех столичных ведомствах и министерствах, узнав, что одесский экипаж на собственной ладье собирается представлять Украину на международном фестивале во Франции, бурно восхищались, рассказывали какую благородную миссию мы на себя взяли и обещали поддержать. Морально, конечно. Потому как нет сегодня в Украине денег на такие «глупости», как Олимпиада, Евровидение, фестиваль исторических парусников и престиж страны в целом. По логике столичных чиновников и политиков, все это — задачи для волонтеров и энтузиастов, для которых имя страны не пустой звук, а ее будущее — не заканчивается после очередного тура выборов.
По стопам Анны Ярославны
Но в ходе подготовки экспедиции, команду ждало множество «подводных камней» и разочарований. Несдержанные обещания, предательство вчерашних друзей и партнеров, из-за которых ладью не смогли презентовать одесской публике на Приморском бульваре. Вмешательство полиции и отрядов самообороны, долгие переговоры и ощущение полной безнадеги…
«Неужели все было напрасно?», — спрашивали мы себя. Весь июнь друзья и болельщики команды ладьи следили в соцсетях за почти детективной историей освобождения ладьи из «плена». И вот, когда до открытия фестиваля в Бресте оставалось меньше недели «Анну Ярославну» все-таки удалось освободить и отправить машиной во Францию. А вслед за ней своим ходом отправились и члены экипажа. Не стану рассказывать в подробностях, как ломались в дороге наши старенькие машины, как пришлось выкупать ладью на польской таможне, про ночевки в поле под проливным дождем. Все, кто хоть раз участвовал в подобных сумасшедших проектах, меня поймут. Когда цель близка, все остальное — уже не важно.
Брест-2016: «Мы вас ждали!»
Нужно отдать должное организаторам фестиваля «Брест-2016», нас там действительно ждали. Украине выделили одно из самых центральных мест, где все семь дней праздника собирались тысячи туристов. В местном яхт-клубе французы помогали нам разгружать лодку и спускать ее на воду, при этом все время рассказывая, что помнят, как одесситы приходили в Брест еще в конце 90-х годов на греческой галере.
Французский «Красный крест» передал экипажу целую гору консервов и других продуктов, которыми команда и питалась вплоть до самого возвращения в Одессу. Прознав о нашем участии, в гости на борт лодки потянулись и представители украинской диаспоры с подарками (караваями, помидорами) и горестными сожалениями о том, что «наших так мало» и «что ж вы раньше не сказали, мы бы тут устроили». Мы каялись, вздыхали, кормили украинским салом и одесскими бычками в томате, дарили сувенирные открытки и обещали, что «в следующий раз — обязательно!». А вечером все вместе, под аплодисменты французов, смотрели прямо на парусе лодки кино об Одессе и старые мультики о казаках.
Российская деревня
В один из первых дней праздника нам случилось познакомиться с русским самодеятельным хором из Курска. Десятка полтора «певучих тетушек» от 25 до 50 лет были частью культурной программы России на фестивале. В этом году эту страну представляло всего два судна — исторические парусники «Крузенштерн» и «Штандарт». Вот на них и устраивали концерты и экскурсии для туристов. Правда, в отличие от фестиваля в 2012 году, когда в Брест пришли более 20 российских судов (от ботика Петра до ледокола «Ленин»), представительство россиян в этом году было очень скромным. Да и расположили «северных соседей» на самых задворках фестиваля — между Полинезией и серой громадиной военного французского крейсера. Возможно, что это было сделано организаторами намеренно, под влиянием политической обстановки. Но с «тетушками» из курского хора мы вместе пели украинские песни, пили вино из деревянной братины одесского скульптора Игоря Ивченко и вообще не испытывали никаких разногласий.
Конечно, наши курсанты сейчас могут немного позавидовать российским, ведь у них есть сегодня возможность пройти по морю под парусами настоящего четырехмачтового барка, которому в этом году стукнуло аж 90 лет. А наша трехмачтовая «Дружба», хоть и моложе «Крузенштерна» почти на 60 лет, безжизненно стоит на приколе в Одесском порту.
Французские реалии
И еще несколько зарисовок с фестиваля в Бресте. После громких терактов зимой-весной этого года на всех массовых мероприятиях во Франции беспрецедентные меры безопасности. Тройной кордон проверяющих с металлоискателями и досмотр сумок. Впрочем, это никого не смущало.
Но, тем не менее, морской праздник продолжился и даже еще активнее, как будто это был ответ на вызов. Среди многоязычной толпы туристов и всевозможных исторических персонажей, участвующих в фестивале, большого количества детей и моряков, особо выделялись люди на колясках. У нас таких людей называют «людьми с ограниченными возможностями», а «в остальном мире» — «людьми с особыми потребностями». И этим все сказано. Эти самые «особые потребности» здесь никого не пугают и не останавливают. Здесь все равны, вне зависимости от физических возможностей, языка и величины счета в банке. Здесь лохматый клошар на маленькой лодчонке вполне может оказаться миллионером. Здесь закладываются основы настоящей народной дипломатии.
Именно на таких мероприятиях, как фестиваль в Бресте стираются границы между государствами и происходит настоящее единение людей, культур и традиций.
Продолжение следует
Мы приглашаем всех одесситов принять участие в подготовке нового похода.
А по итогам брестского путешествия, от лица всего экипажа хочу сказать большое спасибо тем, кто помогал нам в его организации: Благотворительному фонду «Циацан», Департаменту культуры и туризма Одесского горсовета, Международной адвокатской компании «АКТИО», профсоюзу работников Одесского морского порта, Одесской киностудии и Благотворительному фонду И. Куриса, а также «Красному кресту» города Руель Мальвезон (Франция), плавучей церкви «je sers» ассоциации «la pierre blanche» (Франция), Обществу св. Викентия до Поля (Франция).
Елена Астрахович, пресс-аташе экспедиции ладьи «Анна Ярославна»
В ночь на 13 декабря Россия нанесла масштабный удар по энергетической инфраструктуре Украины. Под обстрелами… Read More
В связи со сложившейся в Одесском регионе чрезвычайной ситуацией из-за массированного российского обстрела утром 13… Read More
Несмотря на массированные удары по инфраструктуре Одесской области и отключения света, железнодорожное сообщение в Одесском… Read More
После вражеской атаки 13 декабря в Одессе полностью остановились трамваи и троллейбусы. Город перешёл на… Read More
В результате массированной комбинированной атаки на Одесскую область повреждены объекты энергетической инфраструктуры. объекты энергетической инфраструктуры.… Read More
Одесская область уже вторые сутки находится под массированной атакой. Основной удар пришелся по энергетической инфраструктуре,… Read More
View Comments
Молодцы ребята, так держать!