Непобедимая и легендарная
Хотя одесситы уже давно используют в «разговорах на кухне» слово «коррупция», многие из них воспринимают ее исключительно как взяточничество. Но само понятие — шире. Как гласит Закон Украины «О предотвращении коррупции», принятый в 2014 году, коррупция — это использование президентом, госслужащими центральных органов исполнительной власти, а также главой СБУ, генпрокурором, главой Нацбанка, нардепами, местными чиновниками и военнослужащими своих служебных полномочий и возможностей с целью получения неправомерной выгоды.
К коррупции относится и просто согласие о получении такой выгоды для себя или других людей, и личное предоставление такой «услуги», и даже требование предоставить таковую кому-то. Причем под неправомерной выгодой подразумеваются не только деньги, но и льготы, услуги и все то, что обещают, предлагают и предоставляют без законных оснований.
По словам Павла Колотвина, коррупция есть в любой стране и победить ее практически невозможно.
— Но, в первую очередь, речь идет об уровне коррупции. Например, в европейских странах уровень коррупции настолько низок, что он никоим образом не влияет на экономическое развитие государства, — пояснил нам эксперт. — В Украине все наоборот — коррупция очень негативно влияет на экономику страны.
Европейский опыт
Борьба с коррупцией в Европе имеет долгую историю. И занял этот процесс не менее 5–10 лет. Так что, в заявлениях украинских и одесских политиков о победе коррупции за 1–2 года (как и в требованиях избирателей победить коррупция окончательно в эти сроки) вряд ли найдется рациональная основа.
— Резкое снижения уровня коррупции в странах Европы началось в 1980-90-е годы, когда началась постиндустриальная информационная эра и граждане получили доступ через компьютер и интернет к различным базам данных (например, к информации о доходах чиновников, их имуществе — Ред.), — рассказал Павел Колотвин и отметил, что у нас эти процессы стали активно развиваться только 3-4 года назад. — В Украине на данный момент 30-40% населения уже владеют интернетом. Опыт европейских стран показывает, что после проведения 30-50% информатизации населения начинают подключаться инструменты электронной демократии: например, голосование на выборах через интернет, как в Эстонии.
По словам нашего собеседника, европейские депутаты прислушиваются к аналитике, журналистским расследованиям и мониторингам общественного мнения в том числе и из-за того, что там есть реакция правоохранительных органов на расследования СМИ.
Европа в Украине
Эксперты и политологи говорят, что Украине важно не только заставить правоохранителей начинать уголовные производства по обнародованным в СМИ фактам правонарушений, но и позаимствовать европейское мышление, когда чиновники прежде всего думают о благосостоянии государства, а не о личной выгоде. Но пока с мышлением у нас не получается, приходится ограничиваться адаптацией европейского антикоррупционного законодательства.
— Среди таких законов и мер, которые уже приняты, это и создание Национального агентства по борьбе с коррупцией, законы и нормы о борьбе с коррупцией, доступе к публичной информации, электронных тендерах, публичности в работе местных советов и Верховной Рады, — пояснил Павел Колотвин.
Правда, по прогнозам эксперта, последние события в Украине показывают, что в ближайшем будущем серьезные «европейские изменения» в нашем законодательстве вряд ли предвидятся. Во-первых, из-за нестабильной фазы политических событий, а во-вторых, из-за утраты стимула для принятия подобных законов, поскольку на данный момент формально выполнены все требования для безвизового режима с ЕС и очередного кредита от МВФ. Ведь большинство украинских политиков без пинка «мамы-Европы» и «папы-Майдана» на кардинальные перемены не способны.
— По моему мнению, мы пока не слишком продвинулись в борьбе с коррупцией. И большинство инструментов, которые мы получили за последние несколько лет в связи с изменением законодательства, пока еще должным образом не работают. Эти инструменты в основном связаны с прозрачностью государственной власти. У нас появилось очень много различных реестров, баз данных, публичной информации. Но всем этим, в первую очередь, должно пользоваться гражданское общество, а оно у нас достаточно слабое. Людей, которые умеют пользоваться таким инструментарием, очень мало. Нужно создать в Одессе группу людей и научить ее использовать эти инструменты, чтобы они проводили журналистские расследования и доносили уже обработанную информацию до избирателей.
Автор: Алина Калинина
Прогнозируется, что 17 октября 2025 года геомагнитная обстановка будет беспокойной из-за остаточных явлений после магнитной… Read More
В пятницу, 17 октября 2025 года, в Одессе и области синоптики обнародовали обновленный прогноз погоды.… Read More
Система управления действиями украинских войск (сил) на поле боя становится всё более технологичной. Это подтверждается,… Read More
Экс-мэру Одессы Геннадию Труханову готовят объявить подозрение в сфере хозяйственной деятельности, временно отложив квалификацию по… Read More
Новоназначенный глава недавно созданной Одесской городской военной администрации Сергей Лысак, официальное представление которого состоялось в… Read More
Во многих регионах страны примерно в 19:00 16 октября 2025 года по команде «Укрэнерго» введены… Read More