В Одесской музкомедии вовсю идет премьера новой постановки — рок-оперы «Моисей». Это первый спектакль, с которым наши актеры отправятся на гастроли в Израиль. Идея создания именно рок-оперы о жизни великого пророка возникла у израильского продюсера Наума Барского. Он долго искал актеров в Израиле и в других странах, но нашел в Украине. В интервью для «Одесской жизни» Барский рассказал, чем его «подкупили» одесситы.
В поисках «своего» театра
Продюсер Наум Барский родился в Нижнем Новгороде (бывший Горький), но уже тридцать лет живет в Израиле. Однажды друг его детства, главный дирижер Одесского академического театра музкомедии Вадим Перевозников пригласил его на одну из премьер в Одессу. Перед входом в театр Барского поразило то, что «молодые люди стоят с цветочками и ждут своих девушек». Это навеяло на него теплые воспоминания юности. Барский решил, что нашел именно тот театр, который сможет воплотить в жизнь его задумку.
— У спектакля два названия — «Моисей» и «Исход» (библейское предание о массовом выходе еврее из Египта, где они находились в рабстве, — Ред.). Для меня этот спектакль тоже своеобразный «исход» из бывшего Советского Союза в землю обетованную, — делится продюсер Барский. — Я старался сделать сюжет разнообразным. Кроме сюжетной линии о выводе иудеев из рабства, в спектакле есть очень интересная любовная история, которую я придумал. Причем это конфликтная любовь, сложная и тяжелая — еврейской девушки и египетского воина, приближенного к фараону.
Наум Барский подчеркивает, что рок-опера «Моисей» создана по мотивам библейского сюжета и настаивает на том, что спектакль светский.
Из Египта в «землю обетованную»
Для постановки рок-оперы театр закупил специальное оборудование, с помощью которого стало возможным необычным образом визуализировать сцены — декорации в спектакле практически отсутствуют. Создатели рок-оперы сделали акценты на музыку и хореографию, а оформление преподносится зрителю с помощью видеоряда на огромном экране, продуманного до малейших деталей. Таким образом, сидящие в зале четко понимают, где находятся в данный момент герои — в пустыне, во дворце фараона, на берегу реки, на горе Синай или на дне расступившегося моря.
— Мы отказываемся от громоздкости, от больших декораций с целью непрерывного продолжения действия. У нас занавес открывается и закрывается один раз. Хотелось бы, чтобы между сценами не было вообще аплодисментов, но этого невозможно добиться — все из-за хорошей музыки и замечательной игры актеров, — рассказывает Наум Барский. — На премьере я не услышал аплодисментов только после одной сцены — сцены убийства младенцев и смерти матери Моисея во втором акте.
О переломных моментах
Напомним, что Моисей — ключевая фигура трех мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. Но в рок-опере, по словам Наума Барского, Моисей — простой человек, на которого неожиданно обрушилась огромная ответственность:
— Ведь это было очень непохоже на его характер. Он — никакой не глашатай. Он косноязычен, даже заикался. И вдруг Всевышний избрал его, — рассуждает Барский. — Я очень много об этом думал. Нигде об этом не написано, нигде не сказано. Когда Всевышний появился перед Моисеем в образе пылающего куста. Представьте, какая это психологическая нагрузка на разум обычного человека. Этот факт я сравниваю другим литературным эпизодом — когда шекспировский Гамлет встретил тень своего отца. Ведь это был тоже переломный момент в его жизни.
По мнению продюсера, рок-опера «Моисей» — это плод совместных усилий и творческого поиска множества создававших его людей. Возможно, именно потому постановка и получилась настолько удачной.
— Никто не пользовался сотовым телефоном. Во время премьеры, я сидел на самом верху, у звукооператоров в рубке. Меня уже мало интересовало, что происходило на сцене. Я наблюдал за зрителями. И нигде в зале не было яркого света от сотового телефона, как это иногда бывает, когда зритель скучает — все смотрели на сцену. Это дорогого стоит, — рассказал в конце нашей беседы Наум Барский.
Израильские гастроли Одесского театра музыкальной комедии с рок-оперой «Моисей» предварительно запланированы на период с 24 по 29 мая. Спектакль покажут в пяти городах — Беэр-Шева, Тель-Авив, Петах-Тиква, Хайфа и Ашдод. В том, что будет успех, создатели спектакля уверены.
Наум Барский, продюсер: «В спектакле есть одна очень напряженная сцена, когда фараон приказывает своим воинам уничтожить всех еврейских младенцев мужского пола. Я увидел танец, который великолепно поставила Алла Рубина. Но, на мой взгляд было сценически не правильно, когда стражники убивают матерей копьями. Я говорю, нет, они должны оттаскивать младенцев от матерей, а матери должны тянуть детей к себе. Тогда стражники должны сначала убить матерей, а потом младенцев. Но, никто из танцующих не согласился убивать младенцев, хотя это были муляжи».
В холле театра музкомедии, на втором этаже здания проходят сразу две выставки:
• выставка живописи Матвея Вайсберга «Стена»;
• фото-колонна с репетиций рок-оперы «Моисей».
Рок-опера «Моисей»:
Музыка Артура Бродского. Либретто и стихи Игоря Хентова.
Режиссер-постановщик — Владимир Подгородинский.
Балетмейстер — Алла Рубина.
Дирижер — Вадим Перевозников.
Ближайшие спектакли: 22 и 30 апреля, начало в 18.30
Где: Одесский театр Музкомедии, ул. Пантелеймоновская, 3.
Алена Швец