Этой осенью Украину ждет очередная налоговая реформа. По крайней мере, так ее анонсировали в Министерстве финансов. Однако какими будут эти изменения? Приведут ли они к восстановлению и укреплению украинской экономики?..
Многие эксперты в этом сомневаются. Свою точку зрения о новом налоговом законодательстве, правилах возврата НДС и «налоговых каникулах» высказывает президент Всеукраинской ассоциации плательщиков налогов Украины Григол Катамадзе.
На самом деле бизнес не хочет быть в тени. Но несовершенное (это мягко говоря) законодательство Украины загоняет бизнес в тень. До приезда в Одессу я объездил практически всю страну, общался с предпринимателями. В нашей Ассоциации представлен весь спектр украинского бизнеса — от предпринимателей-физических лиц до крупных плательщиков налогов. И встречи с ними как раз говорят, что бизнес хочет выйти из тени и жить нормально, платить налоги. Потому что бизнес понимает лучше, чем кто-либо: если заплатить налоги, то государство от этого становится сильнее. Ведь тогда и бизнес будет защищен. Но выплаченные налоги должны разумно и правильно расходоваться. Налогоплательщик должен видеть результаты уплаченного налога в виде хороших дорог, новых школ, садиков, больниц и т. д.
Несколько месяцев назад заместитель министра финансов (Елена Макеева. — Ред.) анонсировала, что идет активная работа над изменением налогового законодательства. Мы сразу же обратились с письмом к Министерству финансов с предложением использовать площадку нашей всеукраинской общественной организации для того, чтобы обсудить первую концепцию налоговой реформы. К сожалению, только через два месяца мы получили отписку (я другого слова не найду) о том, что они обсуждают эту тему с общественными организациями. Но я специально спрашивал у предпринимателей на Волыни, в Ровно, во Львове, в Закарпатье, в Луганской области, на Донбассе… Ведь у нас столько членов организации! И ни к кому из них никто не приходил, ничего с ними не обсуждал. То есть в очередной раз мы можем получить документ, который не обсуждается с теми, кто делает бизнес и на кого опирается государство.
Хотя на самом деле Налоговый кодекс должен быть простым, прозрачным документом, который написан понятным языком для представителей бизнеса. Посмотрите, что, происходило за эти полтора года? С декабря 2014 года по август 2015 года 38 раз меняли положения действующего Налогового кодекса. Даже компании, которые имеют штат юристов, не успевают отследить эти изменения. Как можно в таких условиях работать бизнесу?
Одесская область, к сожалению, пока не является исключением в вопросе возмещения налога на добавленную стоимость (НДС). Я знаю очень много компаний, которые постоянно занимаются этой проблемой. Это, например, компания Delta Wilmar (г.Южный), которая построила два крупных завода, и одесская компания «Айсберг», которая производит современное холодильное оборудование для супермаркетов. Мы видим, что фискальная служба все-таки возвращает НДС бюджетообразующим предприятиям региона. Это происходит в том числе благодаря поддержке со стороны Одесской облгосадминистрации, но ведь это — не системное решение вопроса! НДС — это деньги, взятые государством в долг, и их нужно возвращать.
Но фискальная служба говорит: есть 20 миллиардов подтвержденного невозвращенного НДС и на все денег не хватает. Хорошо, согласен. Но если сделать по-другому? Вот у вас, допустим, есть сто компаний, которым нужно вернуть деньги. Это разные компании (крупные, средние, малые) и вернуть им нужно разные суммы. При этом у вас есть, к примеру, 100 миллионов. Постарайтесь вернуть каждому, пусть и не полную сумму. Это будет справедливо. Тогда ни у кого, ни у одной компании не возникнет сомнений, что в ручном режиме решают этот вопрос и что кому-то дают, а кому-то нет. А если такие вопросы в ручном режиме решаются, значит, идет «договорняк». Вот главная проблема, которую нужно системно решать.
Три месяца назад я познакомился с компанией «Айсберг» и ее руководитель мне рассказывал о том, что очень долго боролся за тендер в Грузии и выиграл. Но из-за того, что ему не возвращали вовремя НДС и у него не было оборотных средств, ему пришлось часть тендера уступить турецкой компании. И у меня возникает вопрос к украинскому правительству: вот это называется защита бизнеса? Я не понимаю, о чем думает фискальная служба, когда не дает вздохнуть таким компаниям. Иногда складывается впечатление, что это — внутренняя диверсия. Многие страны, воюя за рынки, весь механизм включают для того, чтобы защищать собственный бизнес. А в Украине с бизнесом делают такое…
Сейчас самая главная инициатива, с которой выступает Ассоциация, — это изменение налогового законодательства, реформа фискальной службы. Это самое главное, над чем мы сейчас работаем. Мы бы хотели, чтобы в этих вопросах украинский бизнес был услышан. Есть еще несколько моментов, которые мы инициировали.
29 мая, когда меня избрали президентом ассоциации, я сказал, что первую свою поездку я обязательно осуществлю на Восток Украины. И 7 июля в Северодонецке прошла конференция, где мы восстанавливали нашу Луганскую территориальную организацию. Раньше она у нас была самой большой — в ней состояло более 1400 членов. К сожалению, больше половины из них осталось на оккупированной территории. Но мы все же восстановили организацию.
Так вот на том же заседании, 7 июля, был инициирован законопроект о предоставлении льгот для бизнеса, который будет брать на работу вынужденных переселенцев. 2 сентября вице-президент нашей Ассоциации, народный депутат Украины Анатолий Матвиенко зарегистрировал соответствующий проект. Я надеюсь, что до конца этой пленарной сессии будет принят этот закон.
Я считаю, что Украине нужны «налоговые каникулы». Потому что для того, чтобы стать богатой страной (а у Украины есть все возможности для этого), вначале нужно дать возможность вздохнуть украинскому бизнесу. Извините за такое сравнение, но корову сначала выгоняют на пастбище, прежде чем доить. Для того, чтобы бизнес давал дивиденды, сначала нужно создать ему максимальные условия.
Проводить реформы непросто. Я очень часто сталкиваюсь с людьми, которые говорят: «Да, реформы нужны, но лучше, чтобы они меня не касались». Но так реформы невозможно проводить. Понятно, что на каком-то этапе это коснется всех. И если мы хотим, чтобы первые результаты мы получили через два года, нужно работать сейчас. Реформы ведь не заканчиваются. Это обманчивое мнение, что реформы можно провести за год-два. Реформы будут продолжаться постоянно. Потому что жизнь меняется. То, что ты сегодня сделал, через два года устареет. Если ты будешь жить тем, что ты сделал два года назад, то ты дальше не пойдешь.
Нужно всеми возможными способами выдавливать коммунистическую психологию из головы. Почему до сих пор есть мораторий на землю? Даже если с Запада сюда придут так называемые «буржуи», то что они с украинской землей сделают? Они будут сеять, пахать, собирать урожай, будут работать. Тут нужно исходить из того, что нужно Украине. И если земля как товар привлечет в Украину десятки миллиардов инвестиций (а это так и будет), значит, землю нужно переводить в товар.
В своих интервью двухлетней давности (в самый разгар событий на Майдане) я говорил о том, что 2014-й год будет сложный. Следующий за ним год будет уже менее сложный. 2016-й станет переломным, а затем начнется расцвет Украины.
Цифры:
Сегодня, 25 ноября 2024 года, в мире и Украине отмечают Международный день борьбы за ликвидацию… Read More
Одесская Жизнь рассказывает, какой сегодня, в понедельник, 25 ноября, церковный праздник по новому и старому… Read More
По данным Одесской обсерватории Радиоастрономического института НАН Украины, сегодня, в понедельник, 25 ноября 2024 года,… Read More
Этой зимой многие украинцы жалуются на холод в квартирах. Если температура в вашем жилье ниже… Read More
Телеграм-канал «Одесская жизнь» в пестрой ленте происходящих событий размещает фото «Мгновение одного одесского дня». Одно-единственное… Read More
Современные бизнесы всё больше полагаются на стабильное и высокоскоростное интернет-соединение для эффективной работы. Выбор подходящего… Read More