Кто рано встает
В 5.00 первый утренний трамвай выезжает из депо. К этому времени, водителю нужно пройти медосмотр, осмотреть машину, прибраться в кабине. У кондуктора свой фронт работ — нужно обеспечить чистоту в салоне.
Кстати, на службу работников трамвайного депо доставляет… трамвай. Да, часть водителей трудятся в ночную смену. Не только ради запоздавших пассажиров, но и ради сохранности сетей и рельс — на некоторых маршрутах процветает вандализм.
На первом утреннем трамвае «десятки» я познакомилась с кондуктором Екатериной Новиковой и водителем Валерием Сесицким — они уже по 15 лет работают в депо. Просыпаются в три часа утра и выходят на восьмичасовую смену.
Первый рейс почти безлюдный — несколько человек спешат на Привоз. На втором и третьем народу уже больше. Пиковое время с семи до восьми часов утра, когда все едут на работу. И пенсионеры, кстати, тоже.
— Я долго не понимала, куда по утрам едет столько пенсионеров, — говорит Екатерина. — Оказалось — на работу. В наше время у них просто нет другого выхода.
Но большинство пассажиров торопятся на рынок. Там уже начинают раскладываться продавцы и
Дави на педаль
Кроме нерадивых водителей, которые то ли не замечают, то ли не хотят замечать рельсы, есть еще обычный рыночный «планктон» — множество людей курсирует по дороге с «клунками», даже не поднимая глаз. Трамвай здесь едет с черепашьей скоростью. Из-за Привоза в других местах маршрута приходится нагонять упущенное время, торопить пассажиров на остановках и отказываться от законного обеда.
Несмотря на то, что маршрут №10 не слишком протяженный (окло 8 км), среди водителей он считается сложным, как и еще два — №5 и №28. Главные сложности в том, что большую часть маршрута приходится ехать в потоке машин по загруженным улицам. График движения корректируется ежеминутно. А вот маршруты фонтанского направления и водители, и кондукторы любят. Здесь трамваи идут по обособленной линии.
Когда наблюдаешь за работой водителя, кажется, что управлять трамваем проще, чем велосипедом. Друзья водителя подтрунивают над ним: «Дави на педаль и едь себе». Валерий с ними не согласен: шутка ли — за спиной 18 тонн металла и десятки пассажиров. А бывает, что уже
Трамвайная экономика
Когда цена на проезд в маршрутке выросла, трамваям стали прочить наплыв пассажиров. На деле
У водителя свой план — количество рейсов. С этим тоже немало проблем. Иногда из семи удается выполнить только три или четыре. От этого зависит, начислят ли в конце месяца премию.
Лишить водителя дополнительных денег могут также за разговоры по мобильному, выход на пути без фирменной жилетки и за то, что он не объявляет остановки по громкой связи. Сегодня, как назло, стоило трамваю выехать из депо, как микрофон в кабине сломался. Заменять вышедшую из строя технику восемь часов подряд пришлось кондуктору.
Жизнь на колесах
День в трамвае — это тяжело. В первую очередь, морально. Народ скандалит из-за мест, просьб показать пенсионное удостоверение или проездной, медленной или, наоборот, быстрой езды. Летнее
Все это заставляет трамвайных работников быть то дипломатами, то психологами, то судьями и, конечно, отбивает у молодежи желание идти на работу в депо.
Кондуктор Екатерина тоже с грустью вспоминает свой первый день на работе.
— Это было в 1999 году, талон стоил 30 копеек, и кто-то отказался платить, — рассказывает кондуктор. — Меня так сильно оскорбили, что я еле дождалась окончания рабочего дня, чтобы выплакаться, и решила уйти из депо навсегда. Но коллеги поддержали, научили справляться с пассажирами и их эмоциями.
С тех пор прошло 15 лет и мыслей сменить профессию больше не возникало. Пассажиры уже не только узнают ее на других маршрутах, но справляются о детях, здоровье и домашних делах, делятся своими переживаниями. Это перевешивает и тот негатив, который приносят с собой озлобленные на жизнь старики, и совсем небольшую зарплату. Водитель Валерий тоже с удовольствием идет по утрам на работу. Для него это не только любимое дело, но и стабильность, регулярная зарплата, отпуска и больничные.
К сожалению, одним соцпакетом молодежь в депо не заманишь. Поэтому и работают на линиях, в основном, старожилы. И это понятно — всем нам хочется комфортных условий и кондиционированных офисов с Интернетом и куллерами. А в трамвае нужно терпеть все прелести погоды и дороги, принимая на себя главный удар всеобщего недовольства правилами, тарифами и жизнью в принципе. Поэтому, если ваше настроение перед посадкой в трамвай никто не успел испортить, не пожалейте улыбки и лишнего «спасибо» для обычного одесского кондуктора. От этого еще никто не обеднел.
22 трамвайных маршрута в Одессе обслуживают 1519 водителей, кондукторов, диспетчеров и ремонтников
Справка ОЖ
Общая протяженность трамвайных путей в Одессе — 313,5 километров
Самый протяженный маршрут в Одессе — № 31 «Люстдорф — Старосенная площадь» (15,54 км)
Самый короткий маршрут в Одессе — № 11 «ст.Товарная — Старосенная площадь» (2,69 км)
Трамвайный парк одесского «Горэлектротранса» насчитывает 147 вагонов
Средняя зарплата кондуктора – 2147 гривен
Зарплата водителя трамвая І-го класса — 4938 гривен
Сегодня ночью, 23 ноября, в Хаджибейском районе Одессы, по улице Боровского, горело складское здание. О… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе продолжаются плановые ремонтные работа на электросетях.… Read More
Каждый год в четвертую субботу ноября (в этом году это сегодня, 23 ноября) Украина склоняет… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, начались 1004-е сутки с начала широкомасштабной вооруженной агрессии… Read More
Обратить внимание на три новые грани Голодомора, память жертв которого мы вспоминаем сегодня, 23 ноября… Read More
Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесском регионе, как и по… Read More
View Comments
Маршрут №27 длиннее №31
Реально №27 длиннее, он в рыбпорт от Люстдорфа идёт. А начинается там же, где и №31 - на Старосенной