21 марта — Всемирный день кукольника. Кукольные спектакли любят все — от мала до велика. Даже бабушки с удовольствием посещают с внуками Театр кукол. Вместе с малышами они любуются красивыми игрушками и декорациями, наблюдают за игрой актеров, но никогда не видят тех, кто создает кукол. Мы решили заглянуть за кулисы и побеседовать с опытными мастерами кукольного дела. Среди них немало пенсионеров, которые не хотят расстаться с любимым делом.
Светлана Прокофьева работает главным художником в Одесском театре кукол более 20 лет. Пенсионерка готовит для спектаклей эскизы декораций — и экзотические, пышные, и строгие, с элементами минимализма. Вместе с коллективом мастериц театра художница также создает кукол. Это работа сложная и кропотливая, требующая художественного вкуса и усидчивости. Так, если куклу из синтепона можно сделать за сутки, то на создание шедевра из дерева, папье-маше или ткани понадобится месяц. Но, по мнению художницы, секрет создания хорошей куклы не в сложности ее исполнения. Можно взять любые предметы — к примеру, шар и цветок. С этими нехитрыми атрибутами кукольнику ничего не стоит разыграть целый спектакль, например, как шар признается в любви прекрасному цветку.
— Я считаю, что главное в нашей работе — делать кукол с удовольствием, делиться с ними своей энергетикой и частичкой души, — считает художник. — Тогда получается не просто фигурка человечка или зверюшки. Вы, как папа Карло, создаете своего Буратино — куклу-«личность», которую невозможно будет спутать с какой-либо другой.
Если вложить в игрушку душу, она «унаследует» характер, а иногда даже походку и жесты своего создателя. Это так загадочно и необъяснимо, что наводит на мысль о вмешательстве потусторонних сил. Однако, по мнению художницы, бояться энергетики кукол, даже злых, не следует. Баба Яга и Кащей Бессмертный никогда не нанесут вреда своим создателям, а наоборот, будут охранять их от злых сил. К тому же, если сделать куклу с любовью, она проживет на сцене очень долго, иногда даже несколько жизней. Вот недавно двадцатилетний ежик, благодаря умелым рукам мастеров, превратился в лисичку и опять «выходит» на сцену.
У Светланы Прокофьевой среди кукол тоже есть свои любимцы. Она с особо теплым чувством создает эскизы кукол-марионеток и петрушек. Эти игрушки более добрые, душевные, чем модные сейчас планшетные куклы. А из персонажей ей особенно дорог Козленок из спектакля «Волк и семеро козлят». Он такой наивный, добрый, что хочется его защищать и оберегать.
Художница считает, что только нелюбимые куклы несчастны и создают вокруг себя плохую ауру. Они часто ломаются, быстро приходят в негодность. Но таких кукол в театре, к счастью, нет. А иногда здесь случаются таинственные, но всегда добрые события. Так, на днях в театре
появилась великолепная кукла — Чарли Чаплин. Никто из труппы ее в театр не приносил. Неужели гениальный актер немого кино пришел сам?
Какой бы красивой и одухотворенной ни получилась игрушка, прежде чем попасть на сцену, она должна научиться двигаться. В этом куклам помогает мастер-изготовитель Николай Скакун, который отвечает за процесс механизации игрушек и декораций. Если, к примеру, Волк из спектакля «Волк и семеро козлят» просто носится по сцене, крутит головой взад-вперед и подмигивает, а Козленок, как птичка, порхает в воздухе, в этом заслуга Николая. С помощью простых инструментов — рубанка, долота и дрели — герой нашего рассказа буквально творит чудеса, заставляя игрушки двигаться.
— Все куклы разные — со своим норовом и настроением. Чтобы их образ был гармоничным, его должны подчеркивать движения марионеток, поэтому к каждой из кукол нужен особый подход, — утверждает мастер.
В его умелых руках куклы порой становятся настоящими трансформерами. Так, к спектаклю «Разговор в семействе Штейн об отсутствующем господине фон Гете» мастерскую Николая Скакуна попросили изготовить просто фигуру-мешок, которая бы лишь отдаленно аллегорически напоминала человека. Со временем концепция режиссера в отношении человека-мешка изменилась. Понадобилось , чтобы он активнее принимал участие в спектакле — ходил, улыбался, курил трубку. Вот и пришлось Николаю подарить мешковатой «звезде» спектакля ноги, руки и рот.
Одесский театр кукол хранит еще очень много секретов, и только завсегдатаи этого таинственного места смогут к ним приобщиться.
Какие бывают куклы?
Марионетка приводится в движение с помощи нитей, прутьев и т.п.
Петрушка (перчаточная) одевается на руку актера до локтя.
Тростевая игрушка управляется актером при помощи тросточек.
Планшетная «умеет ходить» по сцене. Управляется руками, а иногда ногами кукловода.
Театры тоже бывают разные:
— верховых кукол. Ими управляют снизу, обычно скрываясь от зрителей за ширмой;
— низовых кукол управляется сверху с помощью ниток, прутов или проволоки. Актеры чаще скрыты верхней занавеской;
— срединных кукол, которые управляются на уровне кукловодов.
На заметку
25 марта в театре будет действовать акция. В 12.00 состоится спектакль «А де ж п яте?». Эта музыкальная сказка с веселыми национальными плясками и оригинальными куклами будет интересна не только для детей, но и для взрослых. Цена билета — 1 грн. Продажа билетов будет осуществляться в кассе театра только 25 марта с 10.00.
Адрес театра: Одесса, ул. Пастера, 15; тел. (048) 723-20-58.
Село Надеждовка Арцизской громады Одесской области, которое ранее было решено переименовать в Шампань, не будет… Читать далее
Сегодня, в воскресенье, 22 сентября 2024 года, начались 942-е сутки с начала полномасштабной войны россии… Читать далее
Киевляне определенно знают толк во вкусной еде и пицца этому не исключение. Если Вы также… Читать далее
«Одесская жизнь» продолжает публиковать очерки об истории нашего города в годы Второй Мировой войны. Как… Читать далее
Ранним утром воскресенья, 22 сентября 2024 года, одесские активисты предприняли попытку закончить ранее начатый ими… Читать далее
Несмотря на то, что до конца первого месяца осени остается чуть больше недели, погода в… Читать далее