Шахматные фантазии

Оказывается, заглядывать в будущее не так уж и сложно. Это доказали наши земляки И. Ильф и Е. Петров. Создаётся впечатление, что их герой Остап Бендер (кстати, тоже выпускник одесской гимназии Илиади), когда живописует в городе Васюки, как преобразится благодаря шахматам сей посёлок городского типа, типа деревня, словно бы заглядывает в будущее, точнее в наше с вами сегодня, и уж совсем точно на чемпионат «Евро-2012». Откройте роман «12 стульев» и перечитайте те пророческие строки. Боже, как всё похоже!

Ильф и Петров заглядывают в будущее

Комиссариат путей сообщения сделает всё, чтобы к чемпионату пустить скоростные поезда и чтобы с билетами на них проблем не было — билеты можно будет купить у любого перекупщика. Вознесутся гостиницы-небоскрёбы для размещение гостей, чьи кошельки осилят цены-небоскрёбы за наше гостеприимство. Главное спортивное сооружение, где будет проходить турнир, вызовет законную гордость всей страны, хотя вся страна на нём никогда так и не побывает. Самолёты и дирижабли со всего мира будет принимать аэропорт, который станут называть как-нибудь типа «Большие Васюки» или «Нью Борисполь». К аэропланам будут подаваться специальные мраморные трапы. А сам спортивный президент спустится на парашюте к месту апофеоза, переходящего в апофигей, и болельщики узнают президента ещё в воздухе, потому что только он один во всём мире носит такие зелёные носочки. И что особенно приятно: васюкинцы за всё это денег платить не будут, они их будут только получать. Так что дальновидные люди должны срочно запасаться коробками, чтобы было куда складывать грозящие хлынуть на них денежные знаки.

Да уж, как на шахматы тогда, так и на футбол сейчас одесситы готовы смотреть со всей отпущенной им иронией. Но пора от шахматных фантазий вернуться к реальным шахматам. Может быть, Остап Бендер потому и считался «великим комбинатором» и в романе предстал шахматным фантазёром, что ещё в Одессе впитал шахматные гены. А где как не в шахматах черпать бездну комбинаций, от которых, как считали Ильф и Петров, один шаг до «четырёхсот сравнительно честных способов отъёма денег». Именно это всегда было свойственно некоторым одесситам и, видимо, потому в Одессе так ценили и уважали шахматы?

К такой мысли автора этих строк привёл другой одессит, внучатый племянник основателя Одессы Иосифа Дерибаса, а именно Александр Дерибас, автор знаменитой книги «Старая Одесса» (1913 год). Кстати, после написания той книги интерес Дерибаса к одесской истории не иссяк. Однажды на глаза случайно попалась его статья «Шахматная жизнь в старой Одессе», опубликованная в 1918 году в журнале «Южный огонёк». Вряд ли даже в бережливых одесских семьях хранится подшивка того «Южного огонька», поэтому кое-какие сведения из того раритета приведём.

Очень даже живые шахматы

Первыми в Одессе стали играть в шахматы французы. В свите герцога Ришелье было немало офицеров, которые ещё в Париже в одном из кафе наблюдали, как играл в шахматы маэстро Филидор. И что особо важно, когда маэстро побеждал, там слышались не овации, а звон бокалов, видимо, поэтому так много любителей шахмат набивалось в то кафе. Привычку к тостам за светлое шахматное будущее те французские офицеры привезли в Одессу, и адресом не ошиблись. Здесь барон Рено прямо напротив Городского театра открыл клуб для «общественных развлечений». Трудно сказать, что больше привлекало общественность в клуб: любовь к шахматам или любовь к тостам за их процветание, но там частенько устраивались турниры, и рука азартных шахматистов чаще тянулась не за ладьёй, а за бокалом. Там высокое умение управляться с ладьёй и бокалом демонстрировали и друг Ришелье Сикар, и адъютант герцога Рошешуар, и аббат Лабдан, и даже сам Феликс Дерибас (брат), причём, достойную конкуренцию им как в шахматах, так и в тостах составляли многие одесситы, тоже настоящие профессионалы в том и другом.

Когда же в 1811 году в Одессу приехала княгиня Мария Нарышкина, которую с императором Александром І связывали интимные отношения (например, совместная внебрачная дочь), местное мужское общество проявило большой интерес к незакомплексованной даме и тут же организовало в доме Рено шахматный бал.

В главной зале собрания пол был выкрашен квадратами — белыми и чёрными. Дирижёром на этой импровизированной шахматной доске стал Луи Рошешуар, адъютант герцога Ришелье. Оперный оркестр грянул марш, Рошешуар  трижды ударил о пол посохом, и из двух противоположных дверей в зал вышли шестнадцать шахматных фигур. Королевой белых была, ясное дело, Нарышкина. Королевой же чёрных красавица Софья Потоцкая, дочь тех Потоцких, что прикупили в Одессе улицу Софиевскую и меньше, чем на королевский титул претендовать не собирались, иначе грозились перекрыть движение по персональной улице. Чёрным королём выступал сам Ришелье. Пешками знатные одесситы пристроили своих детей на условиях разумной финансовой благодарности за такую милость (вот, видимо, когда появились в Одессе первые «мажоры»).

Всё было шикарно и до мелочей продуманно. Кроме одной мелочи: кто же разыгрывает эту шахматную партию. Началась неразбериха: каждой даме тоже хотелось стать королевой, а соперницы убеждали её, что она вылитая лошадь. В общем, «живые шахматы» закончились взаимным матом, пусть и шахматным. Оценив изысканность прозвучавших выражений, Рошешуар объявил ничью. Хотя король чёрных, герцог Ришелье, шепнул на ушко белой королеве Нарышкиной о полной своей капитуляции и, как истинный француз, предложил ей разобрать партию в отдельной комнате, где заранее уже была разобрана постель. Цель такого шага была предельно ясна: постараться, чтобы у дочурки Александра І появилась сестричка-герцогиня. Чем закончилось для Ришелье и Нарышкиной доигрывание той партии нам неизвестно.

Зато известно, что позднее в Одессе, развивая идею «живых шахмат», делались попытки устроить «живое домино», а также играть в «живых орла и решку». Игра в домино не прижилась— дамы высшего света отказывались изображать «дубль-пусто». А вот игра в «орла-решку» всегда удавалась, ибо главная её цель — дама должна упасть на орла — не вызывала трудностей, так как в Одессе имелись такие орлы, на которых грех было не упасть.

Феномены и супермены

Если сравнить увлечение шахматами с болезнью, то мало кто не переболел ею. Одним словом, история шахмат — это история человечества. Гроссмейстер Ларри Эванс в «Американской шахматной энциклопедии» утверждает, что располагает чуть ли не документальным подтверждением того, что шахматы изобрёл ещё Адам «с целью отвлечь Еву от мыслей о запретном плоде». Беда в том, что играть в раю кроме как с искусителем-змеем Еве было не с кем. Да и призовой фонд был скуднее нынешних. Вот та гадюка и подсунула призовое яблочко неискушённой в куртуазных рокировках Еве.

А вот в Англии шахматные баталии между университетами Оксфорда и Кембриджа теперь не менее популярны, чем регаты их восьмёрок на Темзе. Причём, чем хороша Англия, так это своими высокими принципами джентльменства. Стоит Оксфорду проиграть шахматный матч, как они доверительно сообщают прессе, что их противники тренировались, встречаясь с обитателями Бедлама (знаменитой лечебницы для душевнобольных в Лондоне). На это шахматисты Кембриджа с джентльменской невозмутимостью отвечают: «Да, действительно мы хотели узнать, как играют душевнобольные. Но, сыграв с Оксфордом, в этом отпала надобность». Высокие отношения!

В Одессе тоже были отмечены противостояния шахматных школ, правда, представленных не университетами, а более серьёзными по мнению одесситов заведениями, а именно кафе и пивными. В шахматы играли у Лассана на Ришельевской и у Замбрини в Пале-Рояле.

Кстати, ещё об одной одесской знаменитости поведал А. Дерибас. В Одессе каждый знал о феноменальной шахматистке Люси. За шахматную доску та пробовала садиться, но всякий раз проигрывала. Но Люси легко входила в состояние магнетического сна. В таком состоянии ей сообщали сделанные противником ходы, и она диктовала свои ответные. Сколь бы силён не был противник, Люси любого побеждала во сне. Общее мнение одесситов было: «Такого второго невероятного игрока мир больше никогда не увидит! Нет, не потому, что Люси всегда выигрывает, а потому что никогда не требует призовой суммы. Это поистине невероятно!».

Что ж, завершим эти шахматные размышления мыслью, высказанной Джорджем Уокером в 1932 году, но не потерявшей актуальности в 2012 году, в канун очередных великих баталий, именуемых «выборами». Внимательно вчитайтесь в Уокера, не даёт ли он повод для далеко не шахматных раздумий: «Эта игра по самой природе своей глубоко демократична. Она служит одновременно призывом и предупреждением: призывом пешкам пробиваться в ферзи и предупреждением королям, что их власть не безгранична». Да, в шахматах всё могут не только короли, но и пешки. Интересно, как всё обернётся на выборах.

Валентин Крапива

Share

Recent Posts

  • Positive News

Анекдот дня: чего желает Рабинович в банке

Доброе утро, друзья! Начните свой день с улыбки — мы подготовили для вас свежую порцию… Read More

2024-11-22
  • Статьи

Цены на ноябрьском Привозе: под дождиком – за салом

Привоз в последнюю декаду ноября: легкий дождик, тяжеловатый ветерок… Покупателей (или так показалось) меньше, чем… Read More

2024-11-22
  • Новости

День гуманного общества и любви к веснянкам: что еще празднуют 22 ноября

Что празднуют в Украине и мире 22 ноября. Исторические события, памятные даты, рождение известных людей… Read More

2024-11-22
  • Новости

Церковные праздники 22 ноября: приметы, кого почитают и чего нельзя делать

Церковный праздник сегодня, 22 ноября. Рассказываем, память каких святых чтят православные верующие в этот день,… Read More

2024-11-22
  • Новости

Магнитные бури 22 ноября: есть ли риск для метеозависимых

В пятницу, 22 ноября, магнитосфера Земли будет в спокойном состоянии. Магнитных бурь не ожидается. Read More

2024-11-22
  • Новости

Заведующую детской больницы в Одессе поймали на взятке

В Одессе правоохранители задержали заведующую одного из отделений "Детской городской клинической больницы №3". Ее подозревают… Read More

2024-11-21