Не стреляйте в пианиста
Однажды архитектор А. Бернардацци задумал удивить одесситов и начал возводить на улице Елисаветинской, 18 (позже ул. Щепкина) дом в мавританском стиле, который должен был стать водолечебницей (позднее дом вошёл в комплекс зданий Академии холода). При этом архитектор надеялся, что мраморные ванны лечебницы заполнит не просто целебная вода, но переполнит слава самого Бернардацци. Но мог ли он думать, что прославят его творение не мавританские мотивы, а молодые одесские нахалы, возомнившие себя гениями.
Грянула революция, за которой всегда следуют революционные перемены, т.е. сначала отключили воду, потом вырубили свет и, наконец, в революционном порыве революционные массы в лечебнице свинтили и продали бронзовые краны.
Но вывеска «ХЛАМ» провисела недолго, ибо злые языки тут же стали злорадствовать, дескать, «хлам» (уже без заглавных букв) как нельзя лучше характеризует звучащие в кафе стихи. И тогда родилось новое название — «Мебос», ещё более загадочное, ибо означало «Меблированный остров».
Аборигены «острова», будучи поэтами, понимали, что «меблированный» — это явная гипербола, то есть преувеличение. Увы, из меблировки там, в основном, преобладали мраморные ванны, которые выполняли две функции: гардероба и дивана. Посетители сваливали в ванну верхнюю одежду, и это было очень кстати, ибо участники выступлений после своего триумфа на сцене прямо в ванной на чужих вещах давали отдых утомлённому культурой организму.
Насчёт «сцены» тоже было лёгкое хвастовство. Ибо и здесь всё было в духе времени: из грубых досок, явно сворованных и ещё недавно, судя по виду, выполнявших функции забора, были сколочены грубые подмостки. На них стояло расстроенное пианино, над которым красовалась надпись: «В пианиста просьба не стрелять — он делает, что может» (надпись тоже была сворованная у Оскара Уайльда).
Режиссёрская кухня
Здесь существенную лепту, по словам Тэсс, внесли прежде всего родители. Режиссёр Багрицкий требовал сурового реализма. И тогда мама Татьяны Тэсс в качестве реквизита изжарила настоящие пирожки с требухой (подлинной роскошью тех голодных лет). Но как только реквизит оказался на столах и запахло жаренным, голодные актёры не устояли и начали уже на репетиции по чуть-чуть реквизит уминать. Режиссёр Багрицкий негодовал и готов был обрушить на актёров всё своё негодование, но ничего у него не получалось, потому что, вовремя поняв свою ошибку и поправ все режиссёрские заветы Станиславского, последний пирожок, прикрываясь текстом поэмы, он сжевал сам (не исключено, что сжевал вместе с текстом, так что тот исчез как раз в желудке автора).
Тут не обойтись без цитаты из воспоминаний тоже ставшего знаменитым одесского писателя Сергея Бондарина: «Это были голодные, но такие весёлые годы нашей общей молодости».
Преференции для конкуренции
И вот тут очевидным стало, насколько тонкая вещь творческий процесс. Если в одном месте прозаиков кормят бутербродами с селёдкой, а в другом поэтов пирожками с требухой, и при этом у молодых дарований как аппетит, так и талант вещи ненормированные, то высший секрет мастерства открывается сам собой: жанры, как и угощения, надо совмещать. Одним словом, почему бы не поесть дважды: и с прозаиками, и с поэтами? Для настоящего гения это даже не вопрос, а дело чести.
А тут ещё на ул. Петра Великого, 20 нарисовался «Коллектив поэтов». Нравы там были вообще суровые. Например, Ильф бил Семёна Кирсанова, ещё мальчика. Бил, конечно, в высоком смысле — словом критика, зато за дело: за отрицание гения Пушкина.
«Коллектив поэтов» привлекал тем, что он был открыт для всех, прежде всего для рядовых зрителей. Короче, заплати за вход и проходи. Платой за вход являлась книга. Собранные книги потом передавались рабочим и красноармейцам. Говорят, всё это сближало «Коллектив поэтов». Но мы откроем вам главный секрет, что же действительно помогало будущим литературным титанам чувствовать плечо друг друга. Поэтические посиделки заканчивались к ночи, а ходить ночью по одесским улицам местный уголовный элемент не рекомендовал. И тогда поэты нашли достойный их таланту талантливый выход: коллектив рядочком ложился спать на стоявший тут же рояль «Стенвэй». Такой коллективный сон сближал, но имел одно неудобство — поворачиваться нужно было только по команде. Кто-то из одесских поэтов сквозь сон произносил: «Ой, вэй», и весь «Стенвэй» по команде поворачивался на другой бок.
Кастальский ключ от дяди Жоры
И хотя «Пеон 4-й» — это особая форма стиха, в стенах кафе звучали стихи самые разные и по форме, и по содержанию, ибо это были стихи поэтов, готовых положить жизнь, чтобы ни на кого не походить, а считаться уникумами, потому что это были таки да одесские поэты. Зато по афишам «пеона» одесситы начинали привыкать к именам тех, кто потом станет гордостью Одессы, правда, уже перебравшись в Москву и другие города. Но пока это была «одесская плеяда»: Ю. Олеша, И. Файзильберг (И. Ильф), А. Чичерин, В. Регинин, Г. Шенгели, В. Катаев, братья Бобовичи, А. Биск, З. Шишова, А. Фиолетов, О. Колычев, вернувшийся с фронта В. Сосюра.
Увы, по описанным выше адресам нет мемориальных досок. Но разве одесситы в них нуждаются? Своих знаменитых земляков они не просто помнят, а любят, а любовь — это и есть память, которая живёт в сердце. А то, что практически каждый второй одессит был поэтом, говорит о том, что Одесса — совершенно особенный город. К примеру, Москву облюбовали грачи (Саврасов и его «Грачи» не дадут соврать), а Одессу облюбовали музы. Это всё же большая разница, по крайней мере, последствия после грачей и после муз, извините, отличаются.
В Одессе правоохранители задержали заведующую одного из отделений "Детской городской клинической больницы №3". Ее подозревают… Read More
22 ноября 1954 года, т.е. ровно 70 лет назад «скопытился» Андрей Януарьевич Вышинский. «Фи!», —… Read More
В части Приморского района Одессы в пятницу, 22 ноября 2024 года, временно отключат воду. Причина… Read More
В ЮНЕСКО дали ответ на нашумевшее «Одесское письмо», в котором противники деколонизации топонимов, названных в… Read More
Завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в Украине и, в частности, в Одессе и… Read More
21 ноября Украина отмечает День Достоинства и Свободы в Украине - один из знаковых государственных… Read More