Какое удовольствие сзади чуть-чуть поднять, по бокам чуть-чуть завить и немедленно разочек пройтись по Пушкинской, чтобы улица стала непроезжей. Потому что все мужики на Пушкинской — штабелями.
Афёры куафёра
В Одессе всегда имели вкус на красоту. Это в других столицах мира волосам придумывают асимметрию — то налево, то направо. Так у них же на большее волос не хватает, а про фантазию вообще лучше промолчать. «Налево» или «направо» — это не для Одессы. Здесь делали асимметрию сразу на все четыре стороны света. Вы спросите: кто делал? А вот это уже принципиально. Потому что мало кто знает имя первого одесского парикмахера. А это был знаменитый Леонард — великий знаток, как принято было тогда говорить, куафёрного, или, как принято говорить сейчас, перукарного искусства.
В Леонарде одесских дам интриговало всё, и прежде всего вывеска над его салоном. Она гласила «Укладка дам». Когда дама приходила к Леонарду, задёргивались шторы, то ли чтобы конкуренты не прознали секрет его завивки, но скорее, чтобы мужья не узрели секрет его «укладки». А секрет, если кому-то хочется так это называть, у Леонарда таки был. Может быть, прояснит ситуацию однажды подслушанный разговор:
— Ах, мсье Леонард, откройте, чем вы так прельстили Марию-Антуанетту?
— Чем — сказать не могу, но могу показать!
И даме таки было на что посмотреть, хотя одесских дам трудно было удивить. Но и Леонард был по-французски щедр на комплименты:
— Но и вам, мадам, удивить мужчину ничего не стоит!
Но это была Одесса, где девушек их мамаши с ранних лет учили говорить правду, и клиентка говорила:
— Ну, вы и шутник — что значит «не стоит»?! У нас, мсье, не Версаль, где Мария-Антуанетта «удивляла» бесплатно. Наши женщины знают себе цену и не держат в секрете эту цифру.
Смекнув, что дело «устройства причёсок» довольно прибыльное, а у прибыли главное, чтобы она прибывала, у Леонарда появились завистники, которые высокопарно называли себя последователями. И они готовы были взвалить на свои плечи тяжкое бремя прибыли. Первым из них был Лавиньотт, открывший на пересечении улиц Дерибасовской и Екатерининской «Цирюльню ложных волос». Этот севильско-одесский цирюльник первым заметил, что красоту в Одессе ценят специфически. Например, уже тогда (впрочем, как и теперь) некоторые жёны олигархов ради красоты могли пойти на любые жертвы, вплоть до крайних, скажем, помыть голову.
— Какой манифик (в смысле — какой бизнес)! — как дитя ликовал Лавиньотт. — А мы на её три волосика присобачим ещё наших четыре, и её не то что родной муж, ни одна окрестная собака не узнает.
Прелесть париков и шиньонов в Одессе сразу оценили. Дело в том, что с их появлением практически отпала необходимость сидеть в очереди к парикмахеру. Служанка относила шиньон в парикмахерское заведение, и там его расчёсывали и придавали заказанную форму. Затем с помощью болвана доставляли заказ обратно заказчице. Относительно загадочного «болвана» знатоки до сих пор спорят — что это было? Одни утверждают, что «болваном» назывался деревянный манекен, имеющий форму головы. Но другие, более осведомлённые, придерживаются версии: а не посылала ли дама за шиньоном своего мужа. Тогда с «болваном» никаких иносказаний быть не может — вполне житейское объяснение.
Но держать за болвана мужа было чревато. Муж мог не разделять такую точку зрения жены. Забрав в цирюльне шиньон, с его помощью муж легко мог обойтись и без жены. Ведь с шиньоном можно было пойти на приём или на бал без супруги. Действительно, там шиньон можно было представить как свою жену, ибо он в точности повторял лучшие её места. Кроме того, шиньон не нёс чушь, особенно когда его мнение не спрашивали. И, наконец, шиньон не устраивал сцен ревности супругу из-за его невинного танца с невинной и недорогой блондиночкой, потерявшей, по её словам, мужа. Причём, детали опускались: потеряла ли она мужа вообще или здесь на балу (но так ли это принципиально?).
Так парикмахер делался важным посредником в корректировке семейных конфликтов.
Одессе было, где черпать. Только на одной Гаванной улице теснили друг друга шесть парикмахерских заведений, но самой посещаемой была парикмахерская Тиньоля. В доме Вагнера на Дерибасовской священнодействовал популярный Г. Руфалов. И это при том, что в разное время в Одессе процветали Трините, Пети, Тино, Контессини, Витали. А однажды на афишной тумбе Городского театра даже появилось объявление: «Требуется искусный театральный парикмахер, который вместе с тем, мог бы исполнять роли вторых любовников». Во времена Бомарше, обессмертившего севильского цирюльника Фигаро, за такие слова можно было и поплатиться головой. Только вдумайтесь: Фигаро на роль второго любовника — да он в вопросах любви неизменно был первым, а в вопросах стрижки вообще не имел равных.
Да уж, правильно говорят, что красота всегда побеждает, ибо красота непобедима.
Ваша пышная причёска может быть на руку преступнику, в смысле, на руку намотана. Напротив, чисто выбритая голова, смазанная вазелином или гусиным жиром, может спасти вашу жизнь. Обретя такое на голове, вы будете спать спокойно.
Валентин КРАПИВА.
В прошлом месяце депутаты Ренийского горсовета приняли очередные решения о выделении участков земли на берегу… Читать далее
Один из ресторанов быстрого питания McDonald`s в Одессе, расположенный по улице Дерибасовской, 23 в доме-памятнике… Читать далее
Российские пропагандисты распространяют очередной фейк о том, что украинская ПВО якобы бьет по своим же… Читать далее
В Одессе станут платными почти 200 парковочных мест вокруг парка Победы. Поступления от сборов планируется… Читать далее
Необходимость распечатать книгу знакома многим: преподавателям и студентам, учителям и родителям школьников, молодым ученым и… Читать далее
16 сентября 2024 года в Одессе произошло землетрясение. В разных точках Одесской области оно имело… Читать далее