Какое удовольствие сзади чуть-чуть поднять, по бокам чуть-чуть завить и немедленно разочек пройтись по Пушкинской, чтобы улица стала непроезжей. Потому что все мужики на Пушкинской — штабелями.
Афёры куафёра
В Одессе всегда имели вкус на красоту. Это в других столицах мира волосам придумывают асимметрию — то налево, то направо. Так у них же на большее волос не хватает, а про фантазию вообще лучше промолчать. «Налево» или «направо» — это не для Одессы. Здесь делали асимметрию сразу на все четыре стороны света. Вы спросите: кто делал? А вот это уже принципиально. Потому что мало кто знает имя первого одесского парикмахера. А это был знаменитый Леонард — великий знаток, как принято было тогда говорить, куафёрного, или, как принято говорить сейчас, перукарного искусства.
В Леонарде одесских дам интриговало всё, и прежде всего вывеска над его салоном. Она гласила «Укладка дам». Когда дама приходила к Леонарду, задёргивались шторы, то ли чтобы конкуренты не прознали секрет его завивки, но скорее, чтобы мужья не узрели секрет его «укладки». А секрет, если кому-то хочется так это называть, у Леонарда таки был. Может быть, прояснит ситуацию однажды подслушанный разговор:
— Ах, мсье Леонард, откройте, чем вы так прельстили Марию-Антуанетту?
— Чем — сказать не могу, но могу показать!
И даме таки было на что посмотреть, хотя одесских дам трудно было удивить. Но и Леонард был по-французски щедр на комплименты:
— Но и вам, мадам, удивить мужчину ничего не стоит!
Но это была Одесса, где девушек их мамаши с ранних лет учили говорить правду, и клиентка говорила:
— Ну, вы и шутник — что значит «не стоит»?! У нас, мсье, не Версаль, где Мария-Антуанетта «удивляла» бесплатно. Наши женщины знают себе цену и не держат в секрете эту цифру.
Смекнув, что дело «устройства причёсок» довольно прибыльное, а у прибыли главное, чтобы она прибывала, у Леонарда появились завистники, которые высокопарно называли себя последователями. И они готовы были взвалить на свои плечи тяжкое бремя прибыли. Первым из них был Лавиньотт, открывший на пересечении улиц Дерибасовской и Екатерининской «Цирюльню ложных волос». Этот севильско-одесский цирюльник первым заметил, что красоту в Одессе ценят специфически. Например, уже тогда (впрочем, как и теперь) некоторые жёны олигархов ради красоты могли пойти на любые жертвы, вплоть до крайних, скажем, помыть голову.
— Какой манифик (в смысле — какой бизнес)! — как дитя ликовал Лавиньотт. — А мы на её три волосика присобачим ещё наших четыре, и её не то что родной муж, ни одна окрестная собака не узнает.
Прелесть париков и шиньонов в Одессе сразу оценили. Дело в том, что с их появлением практически отпала необходимость сидеть в очереди к парикмахеру. Служанка относила шиньон в парикмахерское заведение, и там его расчёсывали и придавали заказанную форму. Затем с помощью болвана доставляли заказ обратно заказчице. Относительно загадочного «болвана» знатоки до сих пор спорят — что это было? Одни утверждают, что «болваном» назывался деревянный манекен, имеющий форму головы. Но другие, более осведомлённые, придерживаются версии: а не посылала ли дама за шиньоном своего мужа. Тогда с «болваном» никаких иносказаний быть не может — вполне житейское объяснение.
Но держать за болвана мужа было чревато. Муж мог не разделять такую точку зрения жены. Забрав в цирюльне шиньон, с его помощью муж легко мог обойтись и без жены. Ведь с шиньоном можно было пойти на приём или на бал без супруги. Действительно, там шиньон можно было представить как свою жену, ибо он в точности повторял лучшие её места. Кроме того, шиньон не нёс чушь, особенно когда его мнение не спрашивали. И, наконец, шиньон не устраивал сцен ревности супругу из-за его невинного танца с невинной и недорогой блондиночкой, потерявшей, по её словам, мужа. Причём, детали опускались: потеряла ли она мужа вообще или здесь на балу (но так ли это принципиально?).
Так парикмахер делался важным посредником в корректировке семейных конфликтов.
Одессе было, где черпать. Только на одной Гаванной улице теснили друг друга шесть парикмахерских заведений, но самой посещаемой была парикмахерская Тиньоля. В доме Вагнера на Дерибасовской священнодействовал популярный Г. Руфалов. И это при том, что в разное время в Одессе процветали Трините, Пети, Тино, Контессини, Витали. А однажды на афишной тумбе Городского театра даже появилось объявление: «Требуется искусный театральный парикмахер, который вместе с тем, мог бы исполнять роли вторых любовников». Во времена Бомарше, обессмертившего севильского цирюльника Фигаро, за такие слова можно было и поплатиться головой. Только вдумайтесь: Фигаро на роль второго любовника — да он в вопросах любви неизменно был первым, а в вопросах стрижки вообще не имел равных.
Да уж, правильно говорят, что красота всегда побеждает, ибо красота непобедима.
Ваша пышная причёска может быть на руку преступнику, в смысле, на руку намотана. Напротив, чисто выбритая голова, смазанная вазелином или гусиным жиром, может спасти вашу жизнь. Обретя такое на голове, вы будете спать спокойно.
Валентин КРАПИВА.
При выборе нового размера колес используется шинный калькулятор, инструмент, который упрощает процесс подбора. Read More
В субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесской области ожидается прохладная и ветреная… Read More
В Одессе установят 11 мобильных укрытий в местах с большим скоплением людей. Решение принял исполнительный… Read More
Италия заявила о готовности поддержать восстановление Одесской области через реализацию ряда совместных проектов. Этот вопрос… Read More
Эта история об учениках херсонской школы и их учительнице Елене, которые поддерживают украинских защитников на… Read More
Вблизи села Камышевка Сафьяновской громады Измаильского района зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Это уже… Read More