Новости Одессы и Одесской области

«Чёрный кабинет»: кто и как тайно читал письма одесситов

«Чёрный кабинет»: кто и как тайно читал письма одесситов

10 марта 1840 года по высочайшему повелению императора Николая I в Одессе и Рени начали работу «черные кабинеты».
Специальный чиновник в специальном кабинете читал вскрытые письма и решал их дальнейшую судьбу — отправлять адресату или прямехонько в жандармское управление. Секретное незаконное чтение корреспонденции без ведома автора называется перлюстрация (от латинского perlustro — вскрытие писем без ведома пишущих).
кардинал РишельеСоздателем системы перлюстрации считают кардинала Армана Жана дю Плесси Ришелье. В 1628 году по его приказу при Парижском почтамте появилась специальная комната для тайного просмотра пересылаемой корреспонденции. Так возникло выражение «черный кабинет» — помещение, где проводилась перлюстрация. Сам Ришелье называл эту операцию «размягчением сургуча» (le ramllissment de la cire). Кардинал любил повторять, что чтение чужих писем — не его личная прихоть, а бдительность в борьбе с заговорщиками и интриганами.

 

Загадочная профессия — перлюстратор

"чёрный кабинет"На всю Российскую Империю насчитывалось всего 50 почтовых чиновников и 30 технических работников, которым государство поручило копаться в содержании корреспонденций, отправляемых через почтамты. Эти загадочные люди дорожили работой. Негласные денежные вознаграждения почтовых работников, привлекаемых к делу контроля, порой были выше их основной ставки.

"Черные кабинеты" существовали и в СССР. В начале 1980-х в стране ежегодно пересылалось более 5 миллиардов почтовых отправлений. Весь объем корреспонденции проверить было невозможно. Но существовал список лиц, чья корреспонденция подлежала обязательному просмотру. Если в царской России особое внимание обращали на революционеров, либеральных деятелей разного толка, сановников и придворных, то в советской России «под колпак» попадали, в первую очередь, контрреволюционеры, а позже диссиденты, партийные и советские чиновники, люди искусства.

Вскрываются ли письма сегодня? Сие есть государственная тайна.

 

В Одессе ничего не утаишь

В нашем городе занять должность хозяина «черного кабинета» было весьма сложно. Ведь главный перлюстратор обязан был владеть всеми языками региона — молдавским, валахским, польским, румынским, турецким, болгарским, украинским, греческим. Иначе трудно было обнаружить крамолу во вскрываемых письмах.

К 1914 году в Одессе ни один из перлюстраторов не имел законченного университетского образования. Почти половина чиновников была в возрасте от 40 до 50 лет. Решающую роль при приеме на службу, кроме знания иностранных языков, играла политическая благонадежность кандидата. Принимал на работу старший цензор, причем обязательно по рекомендации и под поручительство одного из чиновников «кабинета». В редких случаях в «кабинет» переходили наиболее надежные и проверенные сотрудники из гласной цензуры.

История донесла до сегодняшних дней фамилию главного одесского перлюстратора. Им был цензор Эммануил (Мануил) Антонович Аргириди. В его послужном списке — должность почтового чиновника, знающего иностранные языки, при Одесской пограничной почтовой конторе. Вся Одесса знала, чем занимается Аргириди (разве можно что-то в нашем городе утаить от одесситов).

В 1823 году для Одесской почтовой станции и почтовой конторы был приобретен Дом на углу Екатерининской и Жуковского. Со временем помещение расширили. И в этом здании почтамт находился до 1898 года. Позже он переехал в новое помещение на улице Садовой. Одесский почтамт

 

Ловкие руки, глаз-алмаз…

Вскрывать письма и пакеты, не повреждая конверты, — настоящее искусство. Сначала это делали с помощью небольшого костяного ножика, которым подрезался удобный для вскрытия клапан письма. Позже производилось паром с использованием своеобразной металлической посуды, из которой через небольшое отверстие вверху бил горячей струей пар.

Большинство вскрытых писем задерживалось в «черном кабинете» не более двух часов. Содержавшие интересные сведения откладывались для снятия копий с отмеченных мест. Просмотренные после всех манипуляций заклеивались, и в одном из уголков или на ребре ставился условный знак — точка («мушка»), чтобы не подвергать письмо вторичной перлюстрации. Письма с шифром отправлялись в Особый отдел Департамента полиции.

Технологии и технические приемы перлюстрации совершенствовались постоянно. Со временем для того, чтобы прочитать письмо, стало вовсе не обязательным вскрывать конверт. Достаточно было просветить его мощным источником света и сфотографировать текст. При желании конверт вообще можно было сделать на 30 секунд прозрачным, обработав особым спреем. И это далеко не все секреты тайного просмотра личных писем.

Опытные почтовые работники обращали внимание на объем письма, адрес корреспондента и отправителя. Особый интерес вызывали письма, направленные в центры зарубежной революционной эмиграции, адресованные «До востребования», надписанные «интеллигентным почерком» или на пишущей машинке.

 

… и специфический «нюх»

Существовало понятие «нюха», приобретаемого годами практики, когда содержание письма определялось по его наружному виду или по почерку. Дело в том, что каждый класс людей, каждая специальность, принадлежность к секте, партии накладывают известный отпечаток на почерк. Разница между мужским и женским, детским и взрослым, мужицким и интеллигентным почерками очевидна. К тому же аристократ пишет не так, как бюрократ: его почерк крупный, остроконечный (в готическом стиле), тогда как почерк последнего круглый, уверенный и резкий; у литератора — бисерный и четкий; коммерсанта — каллиграфический; революционера — почти ученический, а у анархистов отличается грубостью и несуразностью, напоминая манеру письма малограмотных людей тяжелого физического труда.

Среди разборщиков писем одесского «черного кабинета» были такие знатоки, что зачастую они по одному адресу безошибочно определяли принадлежность его автора к шулерам, к фальшивомонетчикам, к каким-либо нетрадиционным религиозным конфессиям или представителям нетрадиционной сексуальной ориентации. Многолетние разборщики становились отличными графологами, определявшими по почерку духовный облик человека.

Разумеется, не только разборщики, но и чтецы писем становились замечательными специалистами. Они понимали иносказательные выражения, догадывались о недосказанном или высказанном намеками.

 

Из Конституции Украины

Статья 31. Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и иной корреспонденции. Исключения могут быть установлены только судом в случаях, предусмотренных законом, с целью предотвратить преступление или установить истину при расследовании уголовного дела, если иными способами получить информацию невозможно.

 

Фото: dayofru.com, khersondaily.com, viknaodessa.od.ua.

Вячеслав Воронков

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Николай
Николай
5 лет назад

Бадяга

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции