fbpx

Новости Одессы и Одесской области

О первом Черноморском пароходстве и его первых пароходах

О первом Черноморском пароходстве и его первых пароходах

“Одесская жизнь” продолжает серию материалов о зарождении и развитии морского судоходства в гавани нашего города.

Служба двум богам, а содержание — «казне в убыток»

Первый коммерческий пароход «Нева», 1827 г.

Первый коммерческий пароход «Нева», 1827 г.

Пять рейсов “Невы“, открывшей на Черном море регулярную линию с Константинополем на коммерческой основе, не принесли никакой прибыли. Более того, погашать убытки пришлось вначале за счет городских средств Одессы, а за последние три рейса и вовсе державной казне. В ту пору еще не наметилось весомой разницы меж купеческими и военными пароходами. О принадлежности судна военно-морскому флоту напоминали флаг да пушки на борту. И первые пароходы с одинаковым успехом могли тогда служить сразу двум богам: Меркурию — покровителю торговли, и Марсу — богу войны. А содержание “казне в убыток” объяснялось их боевой ценностью как кораблей на случай войны.

Более того, пароход в воронцовские времена Одессы был в глазах современников и самым ярким символом мирового технического прогресса, и самой сложной из всех созданных до той поры человечеством машин, и самым дорогостоящим произведением тогдашней механики. Вот почему первое отечественное пароходство на Черном море было затеяно как акционерное общество — дабы оно располагало достаточными средствами.

 

Знаменательное событие для всего государства

16 мая 1833 года по ходатайству М.С. Воронцова, при поддержке министра финансов Е.Ф. Канкрина и благосклонности царя Николая I, в Одессе было учреждено “Черноморское общество пароходов” для установления постоянных морских сообщений с Константинополем. Именно эту дату и ныне отмечают как день основания легендарного ЧМП.

Начальником первого Черноморского пароходства стал сподвижник губернатора Воронцова одесский градоначальник А.И. Левшин. Для управления делами Черноморского общества собранием акционеров избиралась дирекция из трех распорядителей.

Трудно переоценить значение этого события для всей страны, ведь Одесса с первых дней была признана “южным морским окном” России в страны Западной Европы и Леванта. Паровое мореплавание в начале 30-х годов XIX века открыло необозримые горизонты для одесской торговли, а потому и внесло немалый вклад в дальнейшее процветание всего Новороссийского края.

Стали ближе порты, заметно оживилась торговля в каботаже — на внутренних морских путях. Наконец, пароходы, поддерживая регулярное почтово-пассажирское сообщение, содействовали дальнейшему приобщению всего Юга России к мировому торговому рынку.

Впоследствии казна отказалась в интересах дела от причитающейся ей доли доходов и предоставила все пароходы в собственность “Черноморского общества”. Более того, Комитет Министров 25 апреля 1839 года назначил ему на три года от Государственного казначейства пособие в размере 75 тысяч рублей ассигнациями в год.

 

Недолгий век флота Черноморского общества

14 июня 1833 года граф Воронцов посетил с губернаторским визитом Николаевское адмиралтейство и дал там название второму одесскому пароходу. Уже в августе колесник, получивший имя “Наследник”, ошвартовался в Одессе и сразу же продолжил навигацию на Константинопольской линии. Затем он был окончательно определен на внутренние линии.

Министр финансов Канкрин полагал, что создававшееся пароходство обеспечит не только заграничную, но и внутренние линии Черноморского побережья, в том числе и Кавказа.

Еще в 1831 году в Николаеве были заказаны для Черноморского каботажа “Император Николай” и “Императрица Александра” — деревянные пароходы-близнецы.

Однако одесские негоцианты-акционеры согласились только с учреждением заграничной линии Одесса–Константинополь. Поэтому, когда 9 мая 1834 года “шхипер” (капитан) англичанин Вильям Маджар принял в Николаевском порту пароход “Император Николай”, он стал плавать не к берегам Крыма или Кавказа, а в пролив Босфор.

“Императрицу Александру” спустили на воду в ноябре 1832 года, но лишь через пять (!) лет после достройки в Одессе этот пароход, наконец, снимется в свой первый рейс на Константинополь.

Таким образом, флот Черноморского общества составили три парохода: “Нева”, “Николай” и “Александра” (так для краткости называли одесситы суда, названные именами августейших особ). Причем два из них назначались для регулярных рейсов на Константинополь, а третий полагался для буксировки русских купеческих парусников в Босфоре или на замену одного из первых двух пароходов.

Первый пароход Южной Пальмиры, пакетбот «Одесса», 1828 г.Недолог был век первых пароходов. “Николай” и “Александра” совершали регулярные рейсы Одесса–Константинополь до крайней изношенности (в 1843 году), а судьба “Невы” оказалась и вовсе незавидной. В ноябре 1840 года сильная буря застигла судно на подходах к Босфору. На второй день шторма у него была повреждена паровая машина, случились и другие опасные повреждения. Капитан Генри Роджерс стал на якорь в 50 милях восточнее Босфора. Но якорные цепи не выдержали напора стихии. “Неву” выбросило на скалы, ее участь была решена. Печальный итог катастрофы — погибли 12 моряков и 7 пассажиров.

 

Имя античного героя на борту — едва ли не единственное достоинство

В конце лета 1835 года обветшавшая за семь лет “Одесса” оказался напрочь “неспособной для плавания”, и ей долго пришлось отстаиваться в Практической гавани порта без всякого употребления. Пока губернатор Воронцов не исходатайствовал в Санкт-Петербурге разрешение построить для азовских рейсов плоскодонный пароход с небольшой осадкой. Он был заложен 6 февраля 1837 года в Одесском порту у таможни в присутствии М.С. Воронцова, А.И. Левшина, других именитых лиц и получил громкое название “Митридат”. После спуска на воду в июле 1837-го пароход был отбуксирован в Практическую гавань для достройки, во время которой на него умудрились установить паровую машину, снятую с парохода “Одесса”.

На ходовые испытания в Николаев новый пароход с “сердцем” прежней “Одессы” смог выйти лишь 9 апреля 1839 года. Наконец, «Митридат» отправился в первый рейс из Одессы через Ялту и Керчь, затем в Таганрог с 34 пассажирами и грузом на борту. С той поры установилось регулярное сообщение между Керчью и Таганрогом. В дальнейшем пароход стал заходить и в Ростов, но плавал недолго. Уже 1 января 1845 года стал на прикол в Практической гавани Одессы. Из опыта мореходной практики выходило, что едва ли не единственным достоинством “Митридата” было имя античного героя на его борту.

 

Одесский порт воронцовских времен глазами иностранцевЗнаменитый флотоводец о первенцах пароходостроения

Во имя истины к месту вспомнить, как в 1841 году флотоводец и мореплаватель, командир Черноморского флота адмирал М.П. Лазарев отзывался о таких “шедеврах” местного судостроения, как “Наследник” и “Митридат”: “Пароходы эти, частью по ветхости корпусов и неблагонадежности машин, частью по малосилию, дурной и безобразной конструкции решительно нельзя признать способными для успешного и безопасного плавания”.

 

«Мастерская мира» постаралась для России

В начале 1834 года граф Воронцов при посредничестве торгового дома Штиглица заказал в Англии пароход “Петр Великий”. Построенный в Лондоне менее чем за три месяца, он был первым пароходом, изготовленным в “мастерской мира” для России. И результаты превзошли все ожидания.

29 октября того же года прибывший в Одессу “Петр Великий” был осмотрен М.С. Воронцовым и М.П. Лазаревым и найден ими “отличной конструкции, скорым на ходу, прекрасным во всех частях отделки”. Газеты отмечали, что “изящное устройство и отделка сего парохода были предметом похвалы многих английских журналов”. Авторитет в морском деле адмирал Лазарев счел “Петр Великий” “заслуживающим быть признанным за образец для черноморских казенных пароходов”. Новый одесский пароход стал флагманом организованной при М.С. Воронцове “Комиссии черноморских пароходов”, управлявшей внутренними линиями на Южных морях…

 

Фотоматериалы предоставлены автором.

Александр Сурилов 

Автор:

*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Выскажите ваше мнение. Это важно.

avatar
500
  Подписаться  
Сообщать о

Еще по теме

  • Не попадись на удочку мошенников: советы от «Имидж Клуб»

    Не попадись на удочку мошенников: советы от «Имидж Клуб»

    Мы живем в такое время, когда люди привыкли – никому нельзя доверять. Ведь на каждом шагу и в любой сфере есть мошенники, которые так и ждут ваших денежек. В компании Имидж Клуб решили разобраться, где нас подстерегает обман и как от него уберечься.   В каких сферах вероятнее всего вас могут обмануть? Помимо банковского дела

    ПОДРОБНЕЕ
  • Где одесситы берут питьевую воду?

    Где одесситы берут питьевую воду?

    Ни для кого не будет секретом то, что для Одессы актуален вопрос качества питьевой воды.  «Одесская жизнь» решила поинтересоваться у местных жителей, какую воду они используют, чем очищают, где приобретают. И вот, что нам рассказали.   Анна Петровна (93 года), пенсионерка, живет на ул. Говорова: Раньше я покупала воду. Но с тех пор, как увидела,

    ПОДРОБНЕЕ
  • Одесский врач победил на всеукраинском конкурсе

    Одесский врач победил на всеукраинском конкурсе

    Одесский врач признан лучшим на ежегодном Всеукраинском конкурсе «Главный врач года». Сергей Горищак, главврач 6-й детской поликлиники стал лучшим в номинации «Народный рейтинг». По информации пресс-центра Одесского горсовета, победителя в этой категории определяет онлайн голосование. Одесский главврач считает, что полученная им награда свидетельствует о народном признании и доверии. Вручение наград лучшим врачам Украины состоялось во время медицинской

    ПОДРОБНЕЕ
  • Судебная система в Украине заработает, если применить простой рецепт

    Судебная система в Украине заработает, если применить простой рецепт

    В стране сейчас нет судебной системы, а без честного суда бизнес не может защищать себя и успешно развиваться. Изменить ситуацию может только внедрение выборности судей всех уровней. Об этом заявил лидер партии «За життя» и народный депутат Вадим Рабинович в эфире своей авторской программы «Кто кому Рабинович» на телеканале «112 Украина». «Судебная система, которая построена

    ПОДРОБНЕЕ
  • Петр Порошенко будет гостить в Болградском районе в компании премьер-министра Болгарии

    Петр Порошенко будет гостить в Болградском районе в компании премьер-министра Болгарии

    Сегодня Петр Порошенко с рабочим визитом едет в Одесскую область, точнее – на свою малую родину, в Болградский район. По информации пресс-службы Одесской ОГА, во время визита президент планирует проверить состояние ремонта трассы «Одесса-Рени» и поучаствовать в открытии памятника участникам боевых действий. Также он посетит недавно построенный ЗАГС Болградского района. Отдельным пунктом в программе президентской

    ПОДРОБНЕЕ
Все новости

Выбор редакции

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: