Новости Одессы и Одесской области

Реформ много, толку пока мало

Реформ много, толку пока мало

Ректор ОНУ им. И.И. Мечникова Игорь КовальИгорь Коваль о региональных вузах, уровне подготовки абитуриентов и судьбе высшего образования

13 мая свой очередной, 153-й, день рождения отметил один из старейших вузов Украины – Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова. Накануне мы встретились с ректором университета. Однако разговор у нас получился отнюдь не праздничным.

По мнению многих ученых и преподавателей, региональные вузы сегодня поставлены Киевом перед выбором «быть или не быть?». Об этом наш разговор с доктором политических наук, ректором ОНУ им. И.И. Мечникова ИГОРЕМ НИКОЛАЕВИЧЕМ КОВАЛЕМ.

 

О негативных тенденциях в среднем образовании

— Сегодня многие эксперты утверждают, что уровень образованности населения в Украине катастрофически падает. Как, по вашему, существует ли в действительности такая проблема?

— Конечно, статистики, подтверждающей данный факт нет. Но общее впечатление или даже ощущение есть. Проблемы начинаются еще с дошкольного и особенно школьного образования. Система независимого тестирования, у которой, на мой взгляд, есть и определенные «плюсы», в целом принесла весьма негативные тенденции в систему среднего образования. Она нивелировала значение школьного аттестата. Под знаменем борьбы с коррупцией у нас ввели систему, которой сегодня пользуется весьма ограниченное число стран в мире. В результате произошла массовая деградация образования в старших классах средней школы.

— Вы имеете в виду, что в 10-11-х классах детей, в основном, натаскивают на запоминание правильных ответов, а не на анализ и размышления?

— Именно так. И в результате, во многих вузах по целому ряду предметов весь первый семестр у преподавателей уходит на то, чтобы подтянуть уровень первокурсников до необходимого для получения университетского образования. И это происходит далеко не только в наших одесских вузах. Мое общение с ректорами и преподавателями других учебных заведений показывает, что такая же ситуация и в других городах. Провал в обучении наблюдается, в основном, среди так называемых «середняков». А это всегда была основная масса студентов. Лучших, тех, кто пришел в вуз не просто за дипломом, а реально нацеленных на учебу и получение знаний студентов, во все времена было не больше 12-15% от общего числа. И сегодня это соотношение не изменилось.

 

О «широком конкурсе» и урезанных возможностях регионов

— Но изменились условия поступления в вузы. Мне не раз доводилось слышать от преподавателей одесских вузов, что после введения министерством образования так называемого «широкого конкурса» все лучшие абитуриенты отправились на бюджетные места в столицу. А наши остались и без лидеров ВНО и без бюджетного финансирования. Ведь у нас сегодня, как говорят в министерстве, «деньги идут за студентом».

ОНУ им. И.И. Мечникова— По сути система «широкого конкурса» – это негласное удушение региональных центров образования. Если не вдаваться в подробности, суть ее состоит в том, что проходной балл на ту или иную специальность устанавливается по самому высокому проходному баллу, существующему в стране. Понятно, что во всех странах, раньше и сейчас, абитуриенты с высоким рейтингом стремились попасть в столичные вузы. Образование там считается более престижным и перспективным.

В Украине по ряду специальностей с Киевом могут еще конкурировать вузы Львова как центра Западной Украины. И частично харьковские. Все остальные вузы остаются вне системы, с урезанными возможностями и финансированием. Это крайне механистический подход к образованию. Я не сторонник конспирологических теорий. И не хочу утверждать, что кто-то делает это намеренно. Но нужно понимать, что университет – это не кинотеатр, куда ты приходишь смотреть фильм с попкорном. И неважно, в каком городе он находится, фильмы везде показывают одинаковые. Университет в регионе – это центр НАУКИ И КУЛЬТУРЫ. Именно так, с большой буквы. Это центр притяжения интеллектуальных кадров. Наши предшественники, которые создавали Одессу в ХІХ веке, с первых шагов поняли, что развитие города и региона без развития науки и образования невозможно. Поэтому и возникла идея создания Ришельевского лицея, а потом и университета. А сегодняшние реформаторы этого или не понимают, или намеренно ведут политику, в результате которой через 8-10 лет региональная система образования просто будет разрушена.

 

О главных проблемах сегодняшних реформ

— В чем, по-вашему, главная проблема сегодняшних реформ образования? Говорю во множественном числе, потому как даже подсчитать сложно, сколько их было за последние годы.

— Ну давайте начнем с очевидных вещей. В 2014 году был принят закон «О высшем образовании». И лишь спустя три года приняли закон «Об образовании». Это то же самое, что поставить временные стропила и сделать крышу, а потом начинать копать фундамент. По официальным данным министерства, всего за четыре года существования закона «О высшем образовании» в него были внесены изменения 22 Законами Украины. Фактически сегодня мы нуждаемся в комплексном пересмотре этого документа.

— То есть, мы построили автомобиль, вывели его на трассу, поехали и на ходу стали менять колеса?

— Не только колеса. Мы пытаемся поменять двигатель, крышу, кузов… Реформа образования не носит комплексный характер. И в этом ее основная проблема. Нам говорят: так делают во всем мире. Это абсолютная глупость. Во всем мире делают по-разному. В каждой стране, исходя их своих конкретных условий, из собственных традиций и культуры. А мы довели ситуацию до того, что лучшие студенты, будущее нашей науки и производства, эмигрируют за рубеж. Уезжают учиться в другие страны, потому что там оказывается дешевле учиться, чем дома. Нонсенс. Посмотрите, какую наступательную рекламную кампанию по «зазыванию» нашей молодежи сегодня проводят страны-соседки. У них хорошо понимают, что без квалифицированных кадров будущее не построишь.

 

Об общественной ценности и цене образования и культуры

— Игорь Николаевич, одни едут в Киев, другие в Польшу и Чехию, а кто останется здесь? Кто завтра будет учить, лечить, строить у нас в Одессе?

— Проблема в том, что в Украине культивируется подход к образованию как к одной из возможных платных услуг. Обучение ставят в один ряд с такси, парикмахерской, установкой сантехники. Наверное, в мире, где торжествуют рыночные отношения, это неизбежно. Но забывается главное назначение этой сферы. Общественная ценность образования и культуры. И общество, если, конечно, оно не хочет деградировать окончательно, должно предоставить возможность хотя бы лучшим своим представителям – тем самым 15% — обучаться бесплатно. Или предоставить кредит на обучение. И не под 25 % комиссионных, а на льготных условиях. Я всегда вспоминаю фразу Уинстона Черчилля, которому в конце 1941 года принесли на утверждение новый бюджет. Когда он увидел, что расходы на образование сократили в 2,5 раза, то спросил у министра финансов: «А ради чего мы воюем?».

 

О качестве образовательных программ и наблюдательных органах

— Министр образования Лилия Гриневич в одном из своих интервью утверждала, что виной всему низкий уровень обучения в наших вузах, что их программы не конкурентоспособны. А изменить эту ситуацию должно Нацагентство по обеспечению качества образования, созданное в Киеве. И как, изменило?

— Нацагентство существует пока только на бумаге. В этом-то и проблема. Создание этой структуры было прописано в законе «О высшем образовании», и там же была указана процедура выборов членов агентства.. Они прошли, на мой взгляд, достаточно демократично. Выбирал членов агентства съезд представителей высших учебных заведений, представители работодателей, студенческих союзов, Академии педагогических наук. Но в Киеве посчитали, что избранные кандидаты являются личностями консервативными и не способны проводить реформы. И в новый закон «Об образовании» были внесены изменения. И теперь Нацагентство будет формироваться на основе конкурса, проведенного отборочной комиссией, назначенной Кабмином.

— Такое впечатление, что в столице заботятся не столько о качестве образовательных программ, сколько об их идеологическом содержании?

— Мне сложно судить, но исходя из ситуации последних двух лет, процессы эти все дальше отходят от демократических. Предполагается создание при вузах Наблюдательных советов с очень широкими полномочиями. Как они будут работать на практике, чем заниматься — пока неизвестно. У нас, к сожалению, принимается очень много по-настоящему передовых законов, но их реализация на практике зачастую приводит к обратным результатам.


Лучших, тех, кто пришел в вуз не просто за дипломом, а реально нацеленных на учебу и получение знаний студентов, во все времена было не больше 12-15% от общего числа. И сегодня это соотношение не изменилось.


Справка «ОЖ»

Игорь Коваль — украинский политолог, эксперт по международным отношениям, доктор политических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины,член—корреспондент Украинской академии политических наук, ректор Одесского национального университета имени И.И.Мечникова.

Является основателем одесской научной школы международных исследований. Автор более 80 исследовательских публикаций в научных изданиях Украины, США, Германии, России, Чехии, Словении, Польши, Венгрии.

Беседовала Елена Астрахович


Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Володимир
Володимир
5 лет назад

Цього, та йому подібних чиновників, слід відправити кудись подалі, бо їм начхати на освіту, адже для них головне, особисте збагачення !

блакiтнi хлопчiк
блакiтнi хлопчiк
5 лет назад

зараз парубки нахер це образованi//я вiн в португалыi
лукрязэ menager excelent clear watra clozetului///кажду нэдiлю мэнэ на кард каплюэт 200eu у мэсяц усi 800 eu/// нахiр мнэ та нэзалежна?????

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции