Новости Одессы и Одесской области


День знаний: чему учат в украинской школе?

День знаний: чему учат в украинской школе?

учат в школеВспоминается интервью на интернет-канале Youtube. Некий дзенский монах рассуждал о том, что знание набора слов, описывающих какое-то явление, и знание самого явления — разные вещи. Иными словами: как бы хорошо вы ни знали рецепт приготовления грибного супа, более точное представление о самом супе будет иметь тот, кто его ел.

В школе нас заставляли заучивать наизусть целые страницы с описанием предлогов по категориям. Никто в классе выучить это все так и не смог. Подозреваю, что и учительница не рассказала бы без учебника под рукой. А вот если бы тему начать с разбора смысла — вот этот предлог описывает направление движения в пространстве, а вот этот связывает явление с его причиной, — это было бы и интереснее, и результативнее. А то ведь можно встретить людей, которые чуть ли не наизусть знают орфографический словарь, но безнадежно сбиваются в логике фразы либо некорректно именуют явления. Даже в официальных документах подобные казусы случаются. Например, нашумевшая недавно «декоммунизация», то есть выведение чего-либо из сферы общественного контроля в какую-нибудь иную сферу, например, частную, между тем как на самом деле речь идет о десакрализации некоторых имен.

Подобный случай — с таблицей умножения. Если бы не предлагали заучивать бессмысленные числовые ряды, а показали бы именно таблицу с верхними и боковыми исходными числами и результатами умножения внутри, и обратили бы внимание на то, как это интересно, гармонично, красиво в конце концов!..
Или уже всеми кому не лень обруганная тестовая система проверки знаний. Кажется, в последние годы тесты стали все-таки получше качеством, но… вот взятый из интернета пример. Тест по истории. Плакат времен индустриализации конца 1920-х и 1930-х годов. Вопрос — что он дает возможность определить: 1) причины 2) характер 3) источники 4) этапы индустриализации? Можно вынести суждение сразу по двум первым пунктам, немного подумав — по третьему, а еще после некоторого размышления — и по четвертому. Но формулировка — «дает возможность» — намекает на то, что по какому-то из пунктов плакат не дает возможности делать вывод. А что если все-таки дает?

Может, кто-то бы сказал, что пример надуманный, что это придирка, но я знаю детей, молодых людей, которых именно формулировка вопроса поставила бы в тупик.
А соль ситуации в том, что надо выбрать ответ не по логике вопроса, а по тому, что рассказывали на уроках, — так во многих пунктах, а не только в приведенном примере. И лучше тест сдаст не тот ученик, который любит историю, а тот, который старательнее заглядывал в рот учительнице.

Выходит, задача школы не столько в предложении знаний, сколько в социализации личности? Да, социализация — вещь необходимая, но не в ущерб же знаниям и — самое главное — способности мыслить.

Фото: school-15.dnepredu.com

Оксана Сторожук


*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Выскажите ваше мнение. Это важно.

avatar
500
  Подписаться  
Сообщать о

Логотип «Одесская жизнь»

Добро пожаловать!

Друзья, добро пожаловать на наш новый сайт. Мы долго работали и рады показать результат.

Что изменилось? Появились новые рубрики и подрубрики, но мы сохранили все материалы и комментарии опубликованные ранее. Мы добавили рубрику «По полочкам», чтобы вам легче было искать наши разъяснительные материалы.

   Что дальше? Будем работать над тем, чтобы сделать сайт еще удобнее и дружелюбнее, и надеемся на ваше участие. Если у вас есть замечания и пожелания по функциональности — пишите нам на почту:

mail.centrmedia@gmail.com.

Спасибо! Оставайтесь с нами.

Читать полезно!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: