Лотогип Одесская жизнь

НОВОСТИ ОДЕССЫ И ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ

Главная / Город / Можно ли сделать из промышленного района Одессы Рио-де-Пересыпь?
 
 

Можно ли сделать из промышленного района Одессы Рио-де-Пересыпь?

Несмотря на близость к морю и центру Одессы, пологий песчаный берег и наличие транспортных магистралей, Пересыпь до сих пор остается депрессивным районом с убогим жильем и полуразрушенной промзоной. Рассмотрим как здесь можно сделать туристический центр, подобный пляжам Тель-Авива или Рио-де-Жанейро.

 

Как Пересыпь дошла до жизни такой

Редкое фото ПересыпиВ начале XIX века Пересыпь представляла собой песчаную косу между лиманами и морем. Она щедро орошалась многочисленными ручьями и речушками. Местные названия вроде Лиманчика, Заливных и Солонцеватых переулков говорят о характере местности.

В процессе отделения Хаджибейского лимана от моря район пересыхал. Пересыпь стала источником пылевых бурь – песок подхватывался ветром и переносился на большие расстояния. Проблему решил градоначальник А.И. Левшин: на Пересыпи высадили десятки тысяч деревьев на площади 250 гектаров — Левшинские плантации. Это закрепило ползучий ландшафт песчаного побережья и прекратило пылевые бури.

Во второй половине XIX века Пересыпь снова изменилась. Левшинские плантации вырубили. На берегу появились Хлебная и Нефтяная гавани порта. Как грибы начали расти промышленные предприятия, часто прямо на побережье: завод сельскохозяйственных машин Гена, сахарный завод, скотобойни... Район Лиманчика стал местом дислокации нефтехранилищ Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ). На Пересыпи построили несколько электростанций. Прилегающие улицы стали районами рабочих поселков с неустроенным бытом. Море оказалось отрезано от города. Рекреационный потенциал Пересыпи был потерян на долгие годы.

В советское время пересыпский берег моря от скотобоен почти до Лузановки превратился в промзону. Построили нефтеперерабатывающий завод, нефтеналивную железнодорожную станцию, расширили район нефтебаков.

 

Первые курорты в Лузановке

Только в 30-х годах побережье Лузановки стало превращаться в курорт. Долгое время этот лучший естественный пляж Одессы был труднодоступным. Попасть туда из города можно было только на трамвае, ходил он редко, а дорога занимала больше часа.

Только в 50-х годах Лузановка стала популярным пляжем. Тогда построили причал для пассажирских катеров. Из центра города — всего полчаса по морю.

Потом начал застраиваться жилмассив имени Котовского, и Лузановка стала основным пляжем для его жителей.

 

Мертвая промзона

Панорама Пересыпи с Жеваховой горыВ настоящее время большая часть промышленности на морском побережье Пересыпи не работает. Территория мясокомбината и ЗОРа пустует. Часть территории отдана под склады и торговлю. Только завод «Одескабель» может похвастаться благополучием.

Депрессивными выглядят и жилые кварталы по улицам Черноморского Казачества и Атамана Головатого. Старые дома лишены элементарных бытовых удобств и в большинстве — сильно изношены.

Помимо этого Пересыпь представляет собой экологически неблагоприятное место для проживания людей: тесное соседство автомобильных и железных дорог, промышленности, высокий уровень грунтовых вод и постоянная угроза подтопления.

В то же время Пересыпь является транспортной магистралью: здесь проходит единственная дорога с поселка Котовского в другие районы города, магистральная железная дорога с несколькими станциями. Часть берега на Пересыпи занимает порт.

Таким образом приморская территория используется совершенно нецелесообразно – и заводы стоят, и люди у моря здесь не отдыхают. А жить здесь некомфортно.

 

Делаем из Пересыпи супер-курорт

Пляж, линия трамвая, небольшая улица и городская застройка - Пересыпь может выглядеть и так, на примере британского БлэкпулаОстрый недостаток места для строительства и отдыха в Одессе буквально заставляет предложить идею комплексной реконструкции Пересыпи из промышленного района в курортный, деловой и рекреационный центр. И заодно улучшить связь поселка Котовского с городом.

По большому счету, нужно «перезагрузить» Пересыпь, сохранив лишь основные автомагистрали, трамвайные линии и памятники промышленной архитектуры. Всю устаревшую промзону — снести. Более успешные предприятия — вывести за черту города.

А освободившиеся территории от моря до железной дороги можно занять пляжами, отелями и, в меньшей степени, жильем. Все это — среди зеленых насаждений. Основной принцип строительства — постепенное увеличение высоты зданий от побережья вглубь района. То есть вплотную к пляжам могут примыкать невысокие, в 3-5 этажей, отели. За ними — 7-12-этажные гостиницы, офисные центры или жилье премиум-класса. На третьей линии — здания выше 16 этажей в виде бизнес-центров или жилья эконом-класса.

Ряд промышленных зданий можно сохранить как памятники архитектуры, переделав в офисные центры, музеи и киноконцертные залы.

Для улучшения транспортного сообщения необходимо проложить непосредственно вдоль пляжей, между ними и первой линией застройки транспортную артерию — двухполосную автодорогу локального значения. Необходима и вторая линия трамвая, параллельная существующей.

Таким образом, новое строительство будет обслуживаться новой же локальной дорогой. Отдыхающие будут ехать к пляжу на трамвае, по аналогии с «Береговым трамваем» в Бельгии. А нынешняя линия трамвая на участке, примерно, от Лузановки до Ярмарочной площади, может вообще работать без остановок — в экспресс-режиме.

Все это может дать Одессе свыше двух с половиной километров пляжной зоны и пространство для строительства более чем сотни многоэтажных зданий.

 

Без сложностей не обойтись

Есть и проблемы. Важнейшая — экологическая. Она касается выноса нефтеперерабатывающего завода, нефтегавани и нефтехранилищ, рекультивации их территории. Также необходимо расселить нынешних жителей нескольких кварталов на Пересыпи.

Обновленная автомобильная инфраструктура включит в себя многоуровневую развязку около Пересыпских мостов, расширение существующих автомагистралей и завершения автодороги «Север-Юг».

Естественно, что подобная масштабная реконструкция целого района займет не один десяток лет. Большую часть финансирования нового строительства следует возложить на плечи инвесторов, которые также возьмут на себя и инфраструктурную составляющую. Помимо строительства новых зданий, дорог и создания линии пляжей, будет необходима прокладка новых систем водопровода, канализации, электросетей и линий связи со значительным резервом мощности.

Зато вероятные результаты многократно превысят заложенные в нынешний Генеральный план Одессы цели. Вместе с развитием пляжно-рекреационной зоны это должно превратить Пересыпь в смесь Ривьеры с Манхэттеном, в Одесса-Сити.

Автор: Александр Вельможко.

 
5 
Выпуск: 15 (2018)  2018.04.14   
 1659  
< предыдущая статья 
 
 следующая статья >
Рекомендуем также почитать по этой теме:

• В самом неприглядном районе Одессы появится набережная

• На севере Одессы жители задыхаются от сероводорода

Боль, которую ты чувствуешь сегодня, превратится в силу, которую ты почувствуешь завтра.

 

 

 
 
 
 

Что, где, почем?

 
НЕДВИЖИМОСТЬ

Квартиры – Дома – Участки – Офисы – Гаражи. Покупка, продажа, аренда.

 
РАБОТА

Резюме – Вакансии – Свежие новости на рынке труда.

 
АВТОМОБИЛИ

Самый большой автобазар Украины. Продажа – Покупка – Объявления.

 
 
Система Orphus
 
 
Лучшая система размещения статей
 
 
Садовые качели Green Gard
 
 
 
 
 
 
 
Все права на материалы сайта принадлежат ИА «Центр медиа». Копирование и использование материалов возможны только с письменного разрешения или при наличии активной ссылки на этот сайт.
Copyright © 2009-2018, Центр медиа. All Rights Reserved.