Новости Одессы и Одесской области

Похороны через суд и другие новшества УПК

Похороны через суд и другие новшества УПК

Редко когда изменения в Уголовно-процессуальном кодексе могут всколыхнуть всю страну. Но изменения УПК, вступившие в силу 15 марта, обеспокоили даже тех, кто не привык интересоваться законами. Это затронуло каждого, ведь речь о невозможности похоронить родного или близкого человека без решения суда, которого можно дожидаться неделями. Всерьёз заговорили о телах, которые «придётся хранить по 5-7 дней у себя на балконе». Так ли это? Или СМИ и отдельные паникёры чересчур увлеклись и сгустили краски? «Одесская жизнь» постаралась подробно разобраться в этом вопросе.

 

О каких изменениях идёт речь?

Криминально-процессуальный кодекс Украины15 марта вступили в силу изменения в УПК, прозванные «поправкой Лозового». Рада приняла их ещё 3 октября 2017 года. Пришло время на деле исполнять интересные новшества.

Изменений там целый пакет. Во-первых, ограничены сроки расследования преступлений. Правоохранители теперь обязаны установить подозреваемого по тяжкому или особо тяжкому преступлению в срок до 18 месяцев. На дела о преступлениях средней тяжести отводится 12 месяцев. Если в установленные сроки преступление не раскрыть не удалось, дело будет закрыто. Продлевается расследование в исключительных случаях, только по решению суда.

Во-вторых, теперь подозреваемый может обжаловать факт вручения ему сообщения о подозрении. В третьих, проводить обыски «чтобы что-нибудь найти» теперь незаконно. В ходатайстве о проведении обыска придётся уточнить, какие именно предметы планируют найти. Процесс обыска должен фиксироваться аудио- и видеозаписью.

И главное: прокуроры и следователи лишены права назначать экспертизы. Теперь этим может заниматься только суд. Важно, что речь идёт не только о судебно-медицинской экспертизе для установления причины смерти. Так же — через суд — будут назначаться теперь экспертизы для установления размера материального ущерба и экспертизы по живым лицам, получившим телесные повреждения или подвергшимся сексуальному насилию. Принимать ходатайство и назначать экспертизы будет только один суд на область (это связано с территориальной юрисдикцией и местом регистрации следственного органа). Главное управление полиции зарегистрировано в Приморском районе, поэтому решениями по всем судебно-медицинским экспертизам в Одессе и области будет завален Приморский районный суд.

 

Что изменится для нас с вами?

Высказывания о том, что похоронить без суда теперь вообще невозможно — явное преувеличение. Похоронить нельзя без врачебного свидетельства о смерти, а так было и ранее. Те самые судмедэкспертизы, которые теперь только через суд, назначаются далеко не всегда.

Обязательная экспертиза трупа проводится в случаях явных признаков насильственной смерти (убийства, самоубийства, несчастные случаи, ДТП, аварии на производстве и т. п.). А также в ряде других случаев, когда насилие может быть не так очевидно: в случае внезапной смерти, при подозрительных обстоятельствах, если смерть случилась вне дома покойного или когда не установлена личность.
Сейчас, как и до изменений в УПК, врачебное свидетельство о смерти для законного захоронения можно получить в трёх местах.

  • У больничных патологоанатомов — если человек находился на лечении и умер в больнице (и если у родственников нет претензий по поводу проводившегося лечения).
  • У врача поликлиники — если умер пожилой человек, состоявший на диспансерном учёте у этого врача по весомому заболеванию, регулярно им наблюдался, на теле нет повреждений, оно не подверглось изменениям.
  • В бюро судебно-медицинской экспертизы — во всех остальных случаях.

Борис ЯворскийПри третьем варианте и возникают проблемы в связи с новыми поправками. Доходчиво и ярко об этом написал на своей странице в Фейсбуке одесский врач-судмедэксперт, канд. мед. наук Борис Яворский:

— Теперь следователь не имеет права назначать судебно-медицинскую экспертизу. В случае наступления смерти лица или выявления трупа следователь, после регистрации уголовного производства в ЕРДР (Едином реестре досудебных расследований), дожидается назначения процессуального руководителя и составляет ходатайство в суд о назначении судебно-медицинской экспертизы. Это ходатайство согласовывается с процессуальным руководителем в прокуратуре, после чего к нему составляется сопроводительное письмо, и эти документы отвозятся в суд по территориальности юридического адреса правоохранительного органа.

Следственный судья в установленный срок до пяти дней рассматривает это ходатайство и, если оно оформлено правильно, удовлетворяет его, назначая экспертизу. Если же ходатайство не соответствует п.2 ст. 244 УПК, следственный судья возвращает ходатайство с отказом, после чего всё начинается вновь.

Об участии трупа на протяжении всей этой переписки законодатель стеснительно умалчивает. Судебно-медицинские морги не могут принимать труп без положенной документации. Предполагается, видимо, что мёртвое тело всё это время продолжает лежать и разлагаться на месте его обнаружения.

С освидетельствованиями живых лиц, в том числе жертв изнасилований, ситуация обстоит аналогичным образом. Жертвам изнасилования придётся, видимо, рекомендовать воздержаться недельку от водных процедур…
 

Что говорят разные службы и специалисты?

  • «Похоронщики» встретили изменения без ужаса, но и без восторга. Казалось бы, новшества должны обрадовать похоронные фирмы, владеющие частными холодильниками для хранения тел. Пока проходит процедура назначения экспертизы в суде (даже при строгом соблюдении закона на это отводится до 5 дней!), тело придётся где-то хранить. Но не тут-то было. Принимать тела на хранение можно только уже при наличии врачебного свидетельства о смерти. Которое будет получено по результатам экспертизы, проведенной по решению суда. А до того тело нужно где-то хранить… Этот глупый замкнутый круг можно разорвать, только явно и грубо нарушив действующие законы на каком-нибудь из этапов.
  • Суды по праву возмущены и громко заявляют о том, что были перегружены работой ещё до этих новшеств с экспертизами. Судьи Приморского районного суда опасаются, что просто утонут во всех этих следственных делах. Учитывая не доведённую до конца судебную реформу и неукомплектованность штата судей, мы рискуем столкнуться с демонстративным саботажем или очередной волной увольнений с их стороны.
  • Правоохранители пребывают в тихом шоке. «Люди в погонах» склонны исполнять приказы и следовать инструкциям без возражений, но в этот раз даже они не совсем понимают, что делать. Любому следователю, исправно работающему по новой процедуре, придётся буквально жить в суде. Тут нужно отдать должное главе МВД Украины Арсену Авакову, который уже заявил о грядущем в связи этими поправками к УПК неминуемом коллапсе как правоохранительной, так и судебной систем. Комментарий, который нам удалось получить от правоохранителей неофициально, звучит довольно эмоционально, но выражает отношение предельно ясно:

«У людей, которые приняли эти поправки к отдельным статьям УПК, должны быть свои лечащие врачи-психиатры!».

 

Как выходят из положения в Одессе?

Чтобы как-то продолжить работу, в разных регионах страны «выкручиваются» по-разному. В Одессе вспомнили о другом документе — Приказе № 6. И проводят не «экспертизу», а «исследование трупа» — на прежних основаниях, без решения суда. При исследовании так же проводится полное вскрытие и берутся все необходимые образцы для анализов. Об этом «Одесской жизни» дал комментарий врач-судмедэксперт, к.м.н. Борис Яворский:

— В Одессе для преодоления возникшей проблемы найден следующий путь: возрождена практика направлений на судебно-медицинское исследование трупов. Сперва производится осмотр тела оперативно-следственной группой на месте его обнаружения. Затем следователь полиции выписывает направление на судебно-медицинское исследование трупа для установления причины смерти. И служба транспортировки увозит покойного в судебно-медицинский морг.

Эта практика соответствует правилам, утверждённым Приказом №6 МОЗ Украины от 17.01.1995 г. «О развитии и усовершенствовании судебно-медицинской службы Украины». Приказ до сих пор является действующим. И только в случае выявления при исследовании насильственной природы смерти — будет запускаться предусмотренный новой редакцией УПК мучительный процесс через суд.

Это разумный выход, который временно поможет избежать полного коллапса системы и тех самых «трупов у нас на балконах». Но УПК Украины не предусматривает такого действия, так что налицо противоречие.
Адвокаты потом в судах будут по этому поводу развлекаться от души, — мрачно предсказывает судмедэксперт.


Осознать масштаб проблемы помогут цифры: за 2017 год только по городу в Одессе выписано 1880 постановлений о назначении судебно-медицинской экспертизы трупов. Из них 1220 — случаи ненасильственной смерти. Теперь эти экспертизы должны будут назначаться Приморским районным судом.
 

Тая Найденко

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции