Новости Одессы и Одесской области

Год неутраченных надежд

Глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли заявил в начале декабря о том, что ни одна страна ЕС или вокруг ЕС не осуществила за последние 4 года стольких важных реформ как Украина. В относительном годичном пересчете год 2017-й оказался наиболее успешным из этих реформаторских лет. И это в условиях гибридной войны.


— Водитель, поддайте газу, я на работу опаздываю а мы ползем как черепахи!

— Водитель, вы что, в ад спешите? Притормозите слегка, а то и так душу вытряхивает!

(Из разговоров в маршрутке)


Год успешного противодействия российской агрессии

Для начала некоторая ретроспектива. Когда в мае 2014 года народ Украины в первом туре избрал Петра Порошенко президентом страны, причиной такого единодушия было одно – война. Избиратель не видел иной кандидатуры на пост не так президента как главнокомандующего. Нынче, под конец 2017-го имеем армию, которая по боеспособности заняла 7-е место в Европе и 21-е в мире. Планы Кремля по созданию одиозной Новороссии похоронены окончательно. Создан несколькосоттысячный мобилизационный резерв с опытом боевых действий, немало современных образцов оружия и военной техники. Одним, конечно же, против страны-агрессора нам пришлось бы не сладко. Поэтому едва ли не более важным является создание международного фронта сопротивления агрессии. Благодаря усилиям украинской дипломатии, мир прямым текстом называет Россию агрессором и оккупантом. Об этом свидедельствует в частности и последнее голосование в Генассамблее ООН по Крыму, где, прежде всего, признается наличие вооруженного конфликта между Украиной и Россией и факт оккупации Крыма. Мифы российской пропоганды, мол, «не виноватая я, Крым сам пришел» окончательно развеяны на наивысшем международном уровне, как пресечены и попытки размена Крыма на Донбасс. Теперь отменить санкции против РФ будет еще труднее.

Год получения Украиной безвиза

Президента Порошенко нередко попрекают его бизнес-прошлым. Впрочем, где как не в бизнесе умеют ценить твердое слово, выполнение обязательств? Гражданам был обещан безвизовый режим с Евросоюзом. 11 июня 2017 года первые украинцы пересекли западную границу по упрощенной процедуре. Этому предществовала огромная реформаторская работа – пришлось утвердить около 140 законопроектов. СМИ страны-агрессора предрекали что только зажиточным украинцам по карману прогулка на викенд по какой-либо из европейских столиц. Все оказалось как раз наоборот – из-за роста пассажиропотока в Украину пришли лоукосты, что ощутимо удешевило прогулки по Европе. Это сразу же оценили студенты. За полгода более 400 тыс. украинцев пересекло границу по упрощенной процедуре, а биометрические паспорта получили 5,5 миллионов человек. Факт получения безвиза имеет и оборонный аспект. В частности немало жителей Крыма радовавшихся «родной гавани» теперь чешут затылки, доставая из заначек украинские паспорта.

Год образовательной, медицинской и пенсионной реформ

Все эти реформы роднит гораздо более трепетное чем раннее обращение с деньгами налогоплательщиков. Взять хотя бы экономику медицыны и школьного образования. Международный опыт свидетельствует: содержать школу или больницу в каждом селе – деньги на ветер. Куда эффективнее развивать районный уровень, а учеников и пациентов довозить к центрам цивилизации по приличным дорогам. Такой подход, однако, устраивает не всех. Ропщут прежде всего врачи и учителя, привыкшие к существующей системе. Оппозиция медиков имеет еще одну причину: немалую толику дохода врача составляет «благодарность» фармацевтического бизнеса за выписку сверхдорогих лекарств. Теперь же для пациентов некоторые наиболее употребляемые лекарства стали вообще бесплатными. Да и деньги государственные должны теперь, что называется, «ходить за пациентом». Участковые же врачи сейчас гривней заинтересованы в здоровье пациентов а не в их болезнях.

Немало критики вызвала и реформа пенсионная, мол, на пенсионерах теперь сэкономят. Но ведь логика в том, что человек на безбедную старость должен заработать. Незаработанные деньги губят экономику и благосостояние как молодых так и пожилых людей. Однако немало денег зарабатывается в теневом секторе экономики. Одномоментное удвоение минимальной зарплаты оказалось мерой более чем успешной так как позволило вывести на свет немалую часть теневого ресурса, который позволил поднять социальные выплаты и зарплаты бюджетников.

Год недостаточной антикоррупции

Конечно же, не одними лишь успехами украинских кормчих отмечен уходящий год. Немало осуждающих голосов в ЕС и США раздавалось в 2017 году из-за недостаточной, по мнению наблюдателей, борьбы с коррупцией в Украине. Наибольший резонанс со знаком минус вызвало внесение в Верховную Раду 6 декабря законопроекта, позволяющего парламенту увольнять руководителя НАБУ (Национального антикоррупционного бюро Украины) без предварительного аудита. В странах Запада это было воспринято как наступление на независимость основного антикоррупционного органа. Изнутри Украины, как минимум для людей политике не чуждых. Все выглядело не так однозначно.

Если поинтересоваться «антикоррупционным фронтом» той или иной из развитых стран, то удивляет разнообразие тамошних подходов. Где-то в основе антикоррупционной борьбы парламентский контроль, где-то – общественные организации, где-то пресса и суды, где-то – институт специального уполномоченного. Но везде в основе – общество, выработавшее в себе своеобразную «моду» на законопослушность. В Украине же пока что имеем общественный запрос на преодоление «элитарной» коррупции наряду с полным всепрощением коррупции бытовой. Проще говоря, брать взятки в виде коробки конфет можно, а золотыми батонами нельзя. Между тем это вещи более чем связаные: ребенок, воспитанный в условиях небольших «благодарностей» маме-врачу или папе-налоговику, повзрослев, сделав карьеру и получив доступ до больших «взяточных ресурсов» вряд ли остановится на какой-то максимальной сумме. Как наличие одной только полиции не способно искоренить преступность, так и одними антикоррупционными органами, сколько их не создай, какими полномочиями не надели, с коррупцией не справиться.

Тем временем в Украине, благодаря политической воле высшего руководства страны, антикоррупционных органов создано едва ли не больше чем где-либо. Причем создано почти одномоментно: НАБУ, САП, НАЗК. А еще выводить коррупционеров на чистую воду желают полиция, СБУ, на подходе Антикоррупционный спецсуд. И все заявляют о своей независимости, все берутся искать коррупционные деяния не только в чиновничьей среде, но и друг у друга. Однако, в соревновании независимых наметился безусловный фаворит – НАБУ. Нужна ли Украине самая независимая из независимых структур, не подотчетная никому (внутри Украины во всяком случае) – вопрос риторический. Подобного рода опричнина может легко скатиться до уровня репрессивного аппарата, работающего под заказ… конкурирующих коррупционеров.


Тем не менее конкретные шаги по борьбе с коррупцией уже дали свои результаты. Никто не задумывался каким образом выжила страна, у которой аннексировано 7% территории и которая потеряла 20% своей экономики? И не только выжила, а и поднимает зарплаты и пенсии. По подсчетам экспертов, благодаря ликвидации коррупционных схем, государственный бюджет Украины получил более 6 млрд долларов или почти 170 млрд гривен. По коррупционным схемам ударили прозрачные тендерные закупки, создание сервисных центров, реформа в энергетике, открытие реестров недвижимости.

Но это лишь начало. Главное — не останавливаться.

Сергей Сидорук

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции