Новости Одессы и Одесской области


Будет ли в Украине Голливуд?

Будет ли в Украине Голливуд?

12 октября 2017 года в кинотеатрах состоялась премьера украинского блокбастера «Сторожевая застава». Первое украинское фэнтези снято по мотивам книги одесского писателя Владимира Руткивского. Фильм сделан по-голливудски, с качественными компьютерными эффектами. «Сторожевой заставе» пророчат самые высокие кассовые сборы из всех украинских картин. Это внушает надежду, что скоро в Украине может появиться настоящий процесс кинопроизводства.

Первый коммерческий успех

За последние месяцы украинское кино стремительно вырвалось в массовый прокат. Один за другим на широком экране в кинотеатрах идут фильмы, которые вызывают не только интерес широкой зрительской аудитории, но и бурное обсуждение специалистов. К сожалению, фильмы, созданные в Украине, не могут конкурировать с голливудскими по масштабам съемок, да и по кассовым сборам. Существует достаточно много проблем. О них мы и попробуем поговорить.

Кадр из фильма "Сторожевая башня"«Сторожевой заставе» пророчат коммерческий успех. Уже сегодня официальный трейлер фильма на Youtube просмотрели около двух миллионов человек.

В первых числах октября продюсеры украинской комедии «Dzidzio Контрабас» распространили пресс-релиз, в котором сообщили, что сборы от продажи билетов составили 20 млн. гривен, покрыв затраты на производство и рекламу. Таким образом, фильм полностью окупился в прокате.

Эта новость – гром среди «ясного» неба украинского кинопроизводства, которое многие сегодня не считают бизнесом, потому, что эта деятельность не приносит прибыль. Это, кстати, утверждают и сами кинопроизводители. До этого продюсеры украинских фильмов если и говорили о частичной окупаемости, то лишь по итогам продажи фильмов на все возможные платформы (в первую очередь это Интернет, затем телевидение и кинотеатры). Самыми крупными покупателями украинской кинопродукции всегда считались Россия и страны бывшего СНГ.

Постер фильма "Сторожевая башня"Список блокбастеров

Также громко можно говорить и о других украинских фильмах, которые на сегодняшний день прошли в кинотеатрах или еще будут идти. Самые значительные картины, претендующие на коммерческий успех, — это «Червоний», «Dzidzio Контрабас», «Уровень черного», «Припутнi», «Изи», «Слуга народа 2» и «Сторожевая застава».

Самым малоуспешным фильмом стали «Припутнi», собравшие всего 400 тысяч гривен и наименьшее количество зрителей. Но этому способствовала специфика картины, достаточно сложная для массового зрителя. Точно так же произошло и с фильмом «Уровень черного» — экспериментальным проектом. Впрочем, продюсеры «Уровня черного» и не рассчитывали на кассовый успех, считая свой продукт не коммерческим, а, скорее, фестивальным. И действительно, «Уровень черного» собрал множество наград на Одесском кинофестивале.

Кадры со съёмок фильма "Слуга народа 2"Политизированная комедия «Слуга народа 2» стала вторым свидетельством того, что украинский фильм может окупиться в прокате. Сборы «Слуги» превысили даже сборы «Dzidzio Контрабаса», собрав около 23 млн. гривен. Опять-таки — это комедия, что формирует особую тенденцию проката. Массовый зритель жаждет развлечений, особенно, если в фильме снимаются звезды эстрады или телевидения.

К сожалению, провалился в прокате фильм «Червоний», собрав всего 3 млн. гривен. Несмотря на то, что у картины была достаточно большая рекламная компания, а официальный трейлер на Youtube собрал около миллиона зрительских просмотров. Многие связывают это с тем, что рекламная кампания была рассчитана не на ту целевую аудиторию, которой был бы интересен сам фильм. А также с бюджетом, которого всегда недостаточно для изготовления качественных по современным меркам спецэффектов.

Кадр из фильма "Червоний"Это важная проблема, с которой сталкиваются украинские кинопроизводители. На киностудиях не хватает профессионального оборудования. Не всегда есть квалифицированные сотрудники. В последнее время многие украинские специалисты, работающие в российском кино, возвращаются обратно в Украину. Но для того, чтобы получить качественную работу, необходимо за нее платить. Не по стандартам Голливуда — в Украине это невозможно. Но хотя бы по стандартам других стран.

Как заработать деньги фильму?

Многие задают важный вопрос, который все чаще звучит в последнее время. Сможет ли кино в Украине подняться если не на уровень Голливуда, то хотя бы на уровень кинопроизводства, к примеру, во Франции, и приносить деньги в экономику страны. Во время Великой Депрессии развитие кино стало одним из экономических чудес, которые и подняли США на тот уровень, где страна находится сейчас. На сегодняшний день кинопроизводство — вторая самая крупная отрасль экономики США, которая приносит огромную прибыль. Возможно ли что-то подобное в Украине?

Творческая группа фильма "Уровень черного"И вот тут возникает вторая важная проблема, с которой сталкиваются украинские производители. Сможет ли кино приносить деньги через продажи и прокат, и сможет ли это работать в сегодняшних условиях? Ответ, к сожалению, однозначен. Нет. По крайней мере, пока.

Существует базовая формула, по которой можно высчитать долю от продажи билетов в кинотеатрах, которая достается создателям того или иного фильма. Этой формулой пользуется, к примеру, глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко. Половину кассовых сборов оставляет себе кинотеатр. Из оставшейся суммы 15% получает дистрибьютор фильма, который организовывает кинопрокат. Остальное – кинокомпания, которая создала фильм. Следует учитывать и цифру НДС — в Украине это 20% стоимости билета. Если вычесть пятую часть из всей суммы как затраты на рекламную компанию, то остается совсем немного.

За кадром фильма «Dzidzio Контрабас»В США для того, чтобы выпустить фильм в широкий прокат, цифра рекламной кампании стартует от 20 млн. долларов. К примеру, фильм Джона Пила «Ловушка» был снят с бюджетом 4 миллиона долларов. В рекламную компанию вложили 30 миллионов долларов. В результате «Ловушка» стал самым прибыльным фильмом к концу 2017 года. К сожалению, без подобной рекламной кампании коммерческого успеха украинскому кино не добиться никогда. К тому же, в Украине совсем не развита отрасль рекламы кинопродукции. Часто рекламная компания проводится кустарным способом, полностью проваливая целевую аудиторию — так, как это было с «Червоним».

Арифметика простая: чтобы фильм принес прибыль, он должен заработать в прокате в три раза больше, чем все затраты на производство и рекламу.

Украинское киноУкраинскому фильму, чтобы закрепиться в национальном кинопрокате, необходимо обеспечить кассовый успех уже в дебютный уик-энд. Он не может позволить себе рассчитывать на постепенный выход на экраны и формирование «сарафанного радио». Когда «радио» сообщит о хорошем фильме, в кинотеатре его уже не будет. Второй уик-энд для широкого кинопроката украинского фильма зачастую становится последним (либо предпоследним). Потому, что кинотеатр не может работать себе в убыток, и снимет фильм с проката ради кассовой голливудской картины. Также для украинского кино невозможен «второй экран» — когда фильм идет в других кинотеатрах через 2-3 недели после премьеры. По причине того, что кинотеатров в Украине недостаточно. По статистике, на миллион украинцев приходится всего 12 кинотеатров. К примеру, во Франции — их 90.

Кино продолжается…

Но несмотря на печальные данные, кино продолжают снимать. Вскоре украинцев ждет еще одна громкая премьера украинского блокбастера — фильм «Узлісся» о жизни Леси Украинки. Креативным продюсером и автором идеи фильма является Юлия Синкевич — генеральный продюсер Одесского Международного кинофестиваля.

Ирина Лобусова.


*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии

Выскажите ваше мнение. Это важно.

avatar
500
  Подписаться  
Сообщать о

Еще по теме

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: