Новости Одессы и Одесской области

Как научить воспринимать общество и защитить малыша? Советы психолога

Как научить воспринимать общество и защитить малыша? Советы психолога

Все дети очень разные: кто-то активен и хорошо идет на контакт со сверстниками и посторонними людьми, а кто-то с опаской относится даже к родственникам, которых видит не часто. У ребенка могут быть свои причины доверять или не доверять кому-то. Но родитель должен сделать все возможное, чтобы малыш, во-первых, чувствовал себя комфортно в обществе, а во-вторых, был в безопасности в любом коллективе и мог правильно и вовремя отреагировать на какие-либо посягательство в свой адрес. 

Ребенок имеет право сказать «нет»

Начиная с самого раннего возраста с темой «опасных незнакомцев» ребенка знакомит сказка. В старых добрых детских книгах мы встречаем коварных и злых персонажей, встреча с которыми не приводит ни к чему хорошему. Урок, который извлекают герои сказки, может быть хорошим примером для ребенка, а для родителей — поводом обсудить границы безопасности.

Когда ребенок маленький, он сторонится «незнакомцев», что естественно, так как является показателем крепкой привязанности к родителям. Расширяя контакты ребенка, стоит ввести «ритуал знакомства», когда родитель представляет другого взрослого и как бы рекомендует общение с ним через свое позитивное отношение.

Что важно донести до ребенка, чтобы обезопасить его контакты с другими людьми?

  1. Ребенок имеет право говорить «нет», чтобы защищать себя в неприятных и неудобных ситуациях. Можно обсудить список таких ситуаций на примере «одного мальчика/девочки, похожего/похожей на тебя». Важно дать понять малышу, что это нормально — отказывать взрослому, особенно незнакомому. Потому что слушаться ребенок должен только маму и папу. Например, он может не «идти на ручки» к кому-то, даже если это родственник или близкий знакомый.
  2. Ребенок должен знать, какие действия в отношении него со стороны взрослого недопустимы. Составьте вместе с ребенком список таких действий, обязательно повторите его несколько раз, нарисуйте, если это необходимо. И речь не только о прикосновениях и других физических контактах, но и о словах, например, предложениях пойти куда-то вместе и не сказать об этом родителям.
  3. У ребенка должен быть запасной план на случай, если он оказался в опасном положении. Составьте такой план вместе с ребенком, пропишите его в мельчайших деталях и несколько раз проговорите, чтобы малыш знал его наизусть. Он должен помнить, когда кричать, когда бежать, к кому обращаться за помощью. Можно смоделировать одну из ситуаций и показать как именно громко и уверенно нужно говорить «Не трогай меня!» постороннему взрослому.
  4. Ребенок должен помнить, что обо всех случаях общения с посторонними и знакомыми людьми, которые повели себя с ним недопустимым образом, он должен рассказывать маме или папе.

Помните, что безопасность ребенка – это ответственность родителей! 

Екатерина Швигоренко, психолог, психотерапевтЧто делать, если ваш малыш нелюдимый?

Родителям свойственно волноваться за своих детей. Мы беспокоимся, если ребенок, например, слишком активный, даже медицинский диагноз «гиперактивность» плотно вошел в повседневную речь. И тревожимся, если ребенок проявляет противоположное поведение ― становится нелюдимым, молчаливым, неразговорчивым даже с родными. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, важно ответить себе на вопрос: это его индивидуальная особенность с первых дней жизни или резкие изменения в поведении.

Если ребенок с раннего детства тихий и спокойный, и его всегда можно было найти там, где его оставили, он может быть флегматиком по темпераменту. Тогда обеспокоенность активных родителей-холериков может быть связана именно с разницей темпераментов. В таком случае маме и папе нужно постараться узнать об особенностях нервной системы своего ребенка, понять, какие его качества неизменны, и попытаться приспособиться к ним. Например, изменив некоторые семейные ритуалы или подобрав подходящие занятия для свободного времяпрепровождения.

Если же изменение поведения произошли стремительно или в течение короткого периода времени, а вопросы из разряда «что случилось?» делают ребенка еще более замкнутым, рекомендую обратиться к психологу. Такие поведенческие реакции могут свидетельствовать о психологической травме или проживании сложного жизненного периода. Причем консультация специалиста нужна даже в том случае, если, по мнению родителей, в жизни ребенка в последнее время не было никаких особенных потрясений. Ведь нередко бывает, что ситуации, которые взрослым кажутся незначительными, имеют большое значение для ребенка. Это может быть как потеря особенной игрушки или уход любимого педагога, так и что-то более серьезное.

Дети могут закрываться, встречаясь со стыдом и болью, иногда не понимая, что происходит, а иногда неосознанно оберегая родителей. В прошлогоднем флешмобе #янебоюсьсказать, когда люди в социальных сетях делились историями о насилии, произошедшем с ними, многие говорили о невозможности разговора с родителями.

Некоторая нелюдимость может быть также связана со сложностями в коммуникации. В таком случае необходимо дать ребенку возможность тренировать свои навыки общения в кружке по интересам или специальной регулярной группе, которую проводят психологи.

Главное, что хочется сказать родителям: чаще обнимайте своих детей, не стыдите их и не бойтесь избаловать их теплым отношением. Тогда им будет легче проживать изменения в жизни и получать поддержку мамы и папы при столкновении со сложностями. 

Анна Мячина

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции