Лотогип Одесская жизнь

НОВОСТИ ОДЕССЫ И ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ

Авиакомпания Мотор Сич
Главная / Экономика / Без надежды на спасение
 
 

Без надежды на спасение

На фото: На заседании за «круглым столом»: (слева направо) Лариса Москалюк, доцент ОНМУ, Дмитрий Решетков, профессор ОНМУ, Людмила Кошарская, доцент ОНМУ, Михаил Постан, профессор ОНМУ, Раиса Гришкова, зав. кафедрой Николаевского Национального Черноморско«Идет ко дну» морская отрасль Украины. К таким выводам пришли участники международной научно-практической конференции на борту тх «Грейфсвальд» в ходе рейса Черноморск - порт Хайдарпаша (Стамбул)

В этом году тема традиционной конференции, организаторами которой уже на протяжении многих лет являются СК «Укрферри» и Одесский национальный морской университет, была посвящена развитию паромных перевозок на Черном море и международных   транспортных коридоров. На конференции было представлено 26 докладов из 10 университетов, институтов и организаций Украины, Грузии, Турции, Польши, Бельгии и РФ. Однако в ходе встреч за круглым столом и обсуждения докладов в кулуарах появились более насущные темы, которые вышли за рамки указанной программы и, в конечном счете, затронули проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности Украины в сфере морского судоходства и обсуждению путей их решения в свете евроинтеграции.

В итоге участники конференции пришли к следующими выводам, которые, забегая вперед, отражают плачевное состояние морской отрасли и, что самое страшное, даже не дают надежду на возрождение этой важнейшей сферы в экономике страны.

Прежде всего, было отмечено, что в обсуждаемом сегодня проекте документа  «Стратегия развития морского транспорта Украины» взят курс на полную приватизацию морского портового хозяйства в форме концессий. В качестве обоснования разработчики проекта ссылаются на международный опыт работы портовых операторов. Однако при этом, с точки зрения ученых и специалистов морской отрасли, совершенно не учтены возникающие угрозы экономической безопасности морской отрасли. Так, в проекте не учитываются особенности создания и формирования отечественной портовой инфраструктуры. Передача в частные руки эксплуатацию портового хозяйства содержит опасность относительно быстрого износа элементов портовой супер- и инфраструктуры, которая формировалась десятилетиями. Частный оператор не стремится и не заинтересован в поддержании на должном техническом уровне портового оборудования (причалов, волнозащитных сооружений, подходных каналов) в долгосрочной перспективе.

Более того, в действующем Законе Украины «О морских портах Украины» не прописаны организационно-экономические и правовые механизмы поддержания портового оборудования в надлежащем техническом состоянии в процессе его эксплуатации оператором. Это обстоятельство создает угрозу масштабной техногенной катастрофы в сфере портового хозяйства Украины в обозримом будущем. Такая же ситуация может возникнуть и в случае других форм приватизации (акционирование, продажа).

Не лучше обстоит дело со сложившейся практикой формирования руководящего и инженерно-технического состава морской отрасли Украины. Фактически отсутствует поэтапная подготовка кадров для морской отрасли, суть которой заключается в том, что административные кадры должны обязательно иметь значительный производственный опыт и соответствующее профильное образование.

Разрушение морской отрасли, катастрофическое закрытие предприятий и организаций этой сферы привело к отсутствию четкой перспективы трудоустройства. Это в свою очередь привело в последние 10 лет к оттоку абитуриентов и студентов в частные университеты стран Восточной и, частично, Западной Европы, где оплата за обучение установлена значительно ниже, чем в Украине. В итоге разрушается система отечественного морского образования. Привлечение в украинские университеты студентов из других стран частично поддерживает систему высшего образования Украины, однако это не может служить стратегическим направлением развития экономики страны, поскольку зарубежные студенты после окончания украинских университетов возвращаются к себе на родину.

В свете наблюдаемой тенденции создается объективная угроза снижения роли Украины как партнера в создании и организации работы международных транспортных коридоров (МТК) или транспортных осей МТК. Опыт таких развитых в экономическом отношении стран, как Германия, США, Китай показывает, что в основе их экономического роста и стабильности лежит политика значительных государственных инвестиций в образование.

Изучению этого опыта могло бы способствовать сотрудничество профильных вузов Украины, в частности, ОНМУ с университетами Черноморского региона, которые уже давно объединены в соответствующую ассоциацию и способствуют распространению передовых технологий в сфере повышения эффективности деятельности морского транспорта. Однако, к примеру, ОНМУ не в состоянии даже выделить несколько сотен долларов в год для оплаты ежегодного взноса, чтобы войти в число членов Ассоциации морских институтов стран ОЧЭС. На конференции была отмечена целесообразность активизации взаимодействия морских университетов Украины с аналогичными вузами черноморских стран. Однако все вышеперечисленные проблемы в совокупности дали настолько огромную пробоину в «корпусе морской отрасли», что отдельные советы «по улучшению» уже не способны дать какой-либо надежды на ее возрождение.

Что же делать? Первый сигнал SOS ученые и специалисты морской отрасли подали в высшие эшелоны украинской власти еще в конце прошлого века. И что же мы видим? С каждым годом морская отрасль страны, как один из важнейших факторов экономической безопасности страны, все быстрее приходит в упадок, а ее горе-рулевые, отягощенные коррупционными схемами, все чаще направляют курс украинских морских предприятий и организаций по картам взятым «с потолка или по подсказе сверху», а не по выверенным маршрутам мировой практики.

Более того у участников конференции возникло мнение, что сейчас накануне парламентских и президентских выборов, морская отрасль и, в частности, порты в представлении руководителей страны становятся не объектами хозяйственной деятельности, а все более рычагами, с помощью которых можно обеспечить себе властные полномочия на долгие годы. И если наше мнение подтвердится, то Украина навсегда утратит возможность своего возрождения, как морской державы и, как следствие, ее экономической и государственной самостоятельности.

Михаил ПОСТАН,
сопредседатель организационного комитета конференции, 
академик Транспортной академии Украины, профессор ОНМУ.

 
Выпуск: 100 (2017)  2017.05.05   
 1598  
< предыдущая статья 
 
 следующая статья >
Рекомендуем также почитать по этой теме:

• «Литера-тур» стартует на борту парома «Грейфсвальд»

• Морское пассажирское сообщение между Украиной и Турцией восстановлено

• Конфликт вокруг «Шелкового пути» продолжается

• Скандал в Черноморском порту

• Как паром превратили в круизное судно (ФОТО)

• Ни фута под килем, без попутного ветра в парусах оказалась судоходная отрасль Украины

• Грузия везет к нам свои богатства

Когда тебя прижали к стенке, помни: теперь тебе есть, от чего оттолкнуться.

 

 

 
 
 
 

Что, где, почем?

 
НЕДВИЖИМОСТЬ

Квартиры – Дома – Участки – Офисы – Гаражи. Покупка, продажа, аренда.

 
РАБОТА

Резюме – Вакансии – Свежие новости на рынке труда.

 
АВТОМОБИЛИ

Самый большой автобазар Украины. Продажа – Покупка – Объявления.

 
 
Система Orphus
 
 
Лучшая система размещения статей
 
 
Пиццерия

Последние новости:

 
 
 
 
 
 
 
 
Все права на материалы сайта принадлежат ИА «Центр медиа». Копирование и использование материалов возможны только с письменного разрешения или при наличии активной ссылки на этот сайт.
Copyright © 2009-2017, Центр медиа. All Rights Reserved.