Новости Одессы и Одесской области

Без надежды на спасение

Без надежды на спасение

На фото: На заседании за «круглым столом»: (слева направо) Лариса Москалюк, доцент ОНМУ, Дмитрий Решетков, профессор ОНМУ, Людмила Кошарская, доцент ОНМУ, Михаил Постан, профессор ОНМУ, Раиса Гришкова, зав. кафедрой Николаевского Национального Черноморско«Идет ко дну» морская отрасль Украины. К таким выводам пришли участники международной научно-практической конференции на борту тх «Грейфсвальд» в ходе рейса Черноморск — порт Хайдарпаша (Стамбул)

В этом году тема традиционной конференции, организаторами которой уже на протяжении многих лет являются СК «Укрферри» и Одесский национальный морской университет, была посвящена развитию паромных перевозок на Черном море и международных   транспортных коридоров. На конференции было представлено 26 докладов из 10 университетов, институтов и организаций Украины, Грузии, Турции, Польши, Бельгии и РФ. Однако в ходе встреч за круглым столом и обсуждения докладов в кулуарах появились более насущные темы, которые вышли за рамки указанной программы и, в конечном счете, затронули проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности Украины в сфере морского судоходства и обсуждению путей их решения в свете евроинтеграции.

В итоге участники конференции пришли к следующими выводам, которые, забегая вперед, отражают плачевное состояние морской отрасли и, что самое страшное, даже не дают надежду на возрождение этой важнейшей сферы в экономике страны.

Прежде всего, было отмечено, что в обсуждаемом сегодня проекте документа  «Стратегия развития морского транспорта Украины» взят курс на полную приватизацию морского портового хозяйства в форме концессий. В качестве обоснования разработчики проекта ссылаются на международный опыт работы портовых операторов. Однако при этом, с точки зрения ученых и специалистов морской отрасли, совершенно не учтены возникающие угрозы экономической безопасности морской отрасли. Так, в проекте не учитываются особенности создания и формирования отечественной портовой инфраструктуры. Передача в частные руки эксплуатацию портового хозяйства содержит опасность относительно быстрого износа элементов портовой супер- и инфраструктуры, которая формировалась десятилетиями. Частный оператор не стремится и не заинтересован в поддержании на должном техническом уровне портового оборудования (причалов, волнозащитных сооружений, подходных каналов) в долгосрочной перспективе.

Более того, в действующем Законе Украины «О морских портах Украины» не прописаны организационно-экономические и правовые механизмы поддержания портового оборудования в надлежащем техническом состоянии в процессе его эксплуатации оператором. Это обстоятельство создает угрозу масштабной техногенной катастрофы в сфере портового хозяйства Украины в обозримом будущем. Такая же ситуация может возникнуть и в случае других форм приватизации (акционирование, продажа).

Не лучше обстоит дело со сложившейся практикой формирования руководящего и инженерно-технического состава морской отрасли Украины. Фактически отсутствует поэтапная подготовка кадров для морской отрасли, суть которой заключается в том, что административные кадры должны обязательно иметь значительный производственный опыт и соответствующее профильное образование.

Разрушение морской отрасли, катастрофическое закрытие предприятий и организаций этой сферы привело к отсутствию четкой перспективы трудоустройства. Это в свою очередь привело в последние 10 лет к оттоку абитуриентов и студентов в частные университеты стран Восточной и, частично, Западной Европы, где оплата за обучение установлена значительно ниже, чем в Украине. В итоге разрушается система отечественного морского образования. Привлечение в украинские университеты студентов из других стран частично поддерживает систему высшего образования Украины, однако это не может служить стратегическим направлением развития экономики страны, поскольку зарубежные студенты после окончания украинских университетов возвращаются к себе на родину.

В свете наблюдаемой тенденции создается объективная угроза снижения роли Украины как партнера в создании и организации работы международных транспортных коридоров (МТК) или транспортных осей МТК. Опыт таких развитых в экономическом отношении стран, как Германия, США, Китай показывает, что в основе их экономического роста и стабильности лежит политика значительных государственных инвестиций в образование.

Изучению этого опыта могло бы способствовать сотрудничество профильных вузов Украины, в частности, ОНМУ с университетами Черноморского региона, которые уже давно объединены в соответствующую ассоциацию и способствуют распространению передовых технологий в сфере повышения эффективности деятельности морского транспорта. Однако, к примеру, ОНМУ не в состоянии даже выделить несколько сотен долларов в год для оплаты ежегодного взноса, чтобы войти в число членов Ассоциации морских институтов стран ОЧЭС. На конференции была отмечена целесообразность активизации взаимодействия морских университетов Украины с аналогичными вузами черноморских стран. Однако все вышеперечисленные проблемы в совокупности дали настолько огромную пробоину в «корпусе морской отрасли», что отдельные советы «по улучшению» уже не способны дать какой-либо надежды на ее возрождение.

Что же делать? Первый сигнал SOS ученые и специалисты морской отрасли подали в высшие эшелоны украинской власти еще в конце прошлого века. И что же мы видим? С каждым годом морская отрасль страны, как один из важнейших факторов экономической безопасности страны, все быстрее приходит в упадок, а ее горе-рулевые, отягощенные коррупционными схемами, все чаще направляют курс украинских морских предприятий и организаций по картам взятым «с потолка или по подсказе сверху», а не по выверенным маршрутам мировой практики.

Более того у участников конференции возникло мнение, что сейчас накануне парламентских и президентских выборов, морская отрасль и, в частности, порты в представлении руководителей страны становятся не объектами хозяйственной деятельности, а все более рычагами, с помощью которых можно обеспечить себе властные полномочия на долгие годы. И если наше мнение подтвердится, то Украина навсегда утратит возможность своего возрождения, как морской державы и, как следствие, ее экономической и государственной самостоятельности.

Михаил ПОСТАН,
сопредседатель организационного комитета конференции,
академик Транспортной академии Украины, профессор ОНМУ.

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции