Новости Одессы и Одесской области

«Неправильная» культура

«Неправильная» культура

Авторская колонка Сергея Ищенко «За дело»

В Одессе недавно нашли уникальный памятник украинского искусства начала ХХ века. На одной из стен Дворца студентов на улице Маразлиевской под слоем штукатурки обнаружили роспись, созданную в 1920-х годах бригадой художников под руководством выдающегося мастера Михаила Бойчука.

Фрески скрывались под штукатуркой около сорока лет. И что вы думаете — теперь их откроют для всеобщего обозрения? Ничуть не бывало. Одесский историк и урбанист Кирилл Липатов написал на своей странице в Фейсбуке, что администрация Дворца студентов «обещает все замазать». Ну вот. Приехали…

В советские времена произведения искусства время от времени уничтожали в рамках бесконечных кампаний по борьбе с «формализмом» и прочей «безыдейностью», в постсоветские — об их судьбе просто не заморачивались и могли «случайно» замазать, проводя ремонт. Теперь появился еще один повод — декоммунизация. Ведь на фресках во Дворце студентов — революционные матросы, рабочие с крестьянами и, естественно, сам Владимир Ильич…

Правда, по закону декоммунизация не касается произведений искусства. Но есть одна закавыка — ни в одном законе не прописано, что является «произведением искусства», а что нет. Из-за этого, например, в Киеве уже второй год тянется эпопея с советскими мозаиками на стенах. Власти и не в меру рьяные «активисты» требуют их демонтировать. А в защиту мозаик выступают художники, в том числе наш знаменитый земляк Александр Ройтбурд, которого никак не заподозришь в симпатиях к советскому прошлому.

В отличие от чиновников и «активистов», художники и урбанисты понимают — борясь с призраками прошлого, мы рискуем «вместе с водой выплеснуть ребенка» и вычеркнуть целый пласт нашей культуры. Нравится нам это или нет, но большинство украинских художников, писателей, композиторов 1920—30-х годов — те, кого принято называть «расстрелянным Возрождением» — вполне искренне разделяли коммунистические взгляды. И это, конечно же, нашло отражение в их творчестве. Кстати, именно за эти взгляды их в большинстве случаев и расстреливали — за то, что указывали на несоответствия между коммунистической утопией и реальностью сталинской эпохи.

Ситуация с фресками во Дворце студентов уже вызвала большой общественный резонанс. Так что, будем надеяться, их все-таки удастся спасти. Но решит ли это проблему всей «идейно неправильной» части украинского культурного наследия? Боюсь, что нет. Во всяком случае, до тех пор, пока мы будем смотреть на культуру через призму злободневной политической целесообразности.

Пишите автору: [email protected]

Сергей Ищенко

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции